На протяжении тридцати лет работы в сфере христианского образования, двадцать пять из которых я посещал школы, желающие получить аккредитацию, мне приходилось наблюдать, как одно загадочное явление повторяется снова и снова, причем в самый неподходящий момент. Я видел это в самых разных школах в различных уголках земного шара, и не переставал удивляться тому, как многие учителя абсолютно неумышленно создавали в своих классах обстановку, допускающую неприятные «случайности» с учениками, а зачастую даже способствующую им. Результатом такого недосмотра становились совсем ненужные травмы у детей.

Конечно, учителя, в большинстве своем, не являются злыми и безответственными людьми, они очень добросовестны и стремятся делать добро – но все же они могут пренебрегать основами безопасного поведения и жизнедеятельности, или просто не быть знакомы с ними. А ведь такое знание могло бы предотвратить большинство несчастных случаев, происходящих с учениками во время пребывания в школе! Ниже приведен перечень пяти основных педагогических ошибок, создающих угрозу в классе и демонстрирующих недостаточную осмотрительность со стороны учителя:

1. Недостаточный присмотр за учениками

Есть “правило номер один”, которое в школах нарушается чаще всего: никогда не оставляйте учеников (вне зависимости от их возраста) одних в классе, без присмотра! Вне всяких сомнений, большинство несчастных случаев со школьниками происходит именно тогда, когда учитель их не видит - и, к сожалению, очень часто это становится результатом слабого или некачественного надзора или решения просто «выйти в коридор на секундочку». Какими бы занятыми, обязательными и примерными ни были дети, они никогда - повторяю, никогда! - не должны оставаться без контроля со стороны ответственного взрослого человека, особенно в школьном классе. В школе должны быть утверждены четкие процедуры, определяющие альтернативное наблюдение за учениками в случае вынужденного отсутствия учителя в классе. Учителя обязаны соблюдать эту процедуру. Точка.

2. Пренебрежение обучением школьников необходимым правилам

Несмотря на распространенное мнение о том, что школьники чаще всего получают травмы на игровой площадке или на переменах, они также подвержены риску, просто переходя из одного класса в другой или от одного рода занятий к другому. Хорошо спланированные процедуры передвижения учеников (вы просто обязаны полюбить фильм «Детсадовский полицейский»!) создадут все условия, чтобы подобные происшествия были пресечены, еще не начавшись. Но залог успеха в таких ситуациях - позаботиться о том, чтобы правильно преподнести детям необходимые правила и научить школьников неукоснительно следовать им. В этом могут помочь три основных шага: регулярное и систематическое обучение, применение и, если необходимо, повторное обучение. Четкие повторяющиеся действия прочно фиксируются в памяти школьников и становятся привычкой, в результате чего количество чрезвычайных происшествий и несчастных случаев с детьми уменьшается.

3. Попытки взрослого играть с учениками “на равных”, воображая себя ребенком

Всем учителям нравится вовлекать своих учеников в действие во время игры или паузы на уроке, и они должны это делать. Но когда взрослые сами начинают бегать вместе с детьми на перемене, играя в догонялки, - кто-то может получить травму, и чаще всего это случается с учениками (не считая растянутых мышц и связок в результате того, что сорокалетний мужчина пытается вести себя, как двенадцатилетний подросток). Аккуратно подавать мяч во время игры – это одно; но когда учитель сам играет за одну из команд в футбол или баскетбол - это создает опасность того, что более массивный игрок нанесет травму кому-то из игроков помоложе и послабее. Именно в такие моменты учителю самое время почувствовать себя взрослым и просто постоять у кромки поля или побыть судьей в игре.

4. Плохое знание правил безопасности в школе и невыполнение их

Каждый год учителя получают на руки руководство работника школы (в США; в Украине – должностную инструкцию. - Прим. ред.), где перечислены все необходимые правила и указания, а также содержатся предписания относительно того, как в школе должно проходить обучение технике безопасности. К сожалению, на практике происходит так, что к началу второй недели учебы почти все содержание этого руководства забывается напрочь, особенно разделы, касающиеся безопасности. Не освежая время от времени знание этих материалов, забывая о необходимости соблюдения правил техники безопасности, учителя ставят школу, учеников и себя самих в опасное положение, которое не защитит их, если ребенок, находящийся под их опекой, получит серьезную травму в то время, как ими были нарушены соответствующие правила или предписания. От каждого учителя требуется, чтобы он знал все правила техники безопасности и строго следовал им, периодически обновляя свои познания.

5. Смотреть на проблемные области, но не видеть их

Мы, учителя, видим территорию и помещения школы каждый день. Но замечаем ли мы места, потенциально представляющие опасность для наших учеников: поврежденное покрытие пешеходных дорожек; торчащую из земли трубу; перегоревшую лампочку у выхода; острые края деталей игровой площадки; торчащий шуруп на футбольных воротах? Подобные опасности мы можем встречать повсюду, но если на них не обращать внимания, их могут так никогда и не исправить, не отремонтировать, не заменить - то есть, не устранить угрозу для жизни и здоровья школьников. Запланируйте раз в неделю (или хотя бы раз в месяц) делать «контрольный обход территории», внимательно осматривая классы, туалеты, коридоры, залы и игровые площадки, обращая при этом внимание на любые детали и нюансы, которые могут представлять опасность для школьников. Может быть, вам придется изменить свой взгляд на ситуацию и попытатся увидеть ее с точки зрения учеников, - но это необходимые хлопоты, ведь повышая уровень знаний о потенциальных угрозах, мы помогаем сделать школу более безопасной для всех нас.

Сможем ли мы уберечь детей от всех опасностей? Конечно же, нет. Но каждый может сделать все, что от него зависит, чтобы быть уверенным: несчастные случаи происходят в школе действительно случайно, а не по причине нашей халатности, безответственности или неспособности уделить должное внимание возникшей проблеме. В конце концов, ни один учитель не хочет ночами волноваться о том, не получил ли ученик травму из-за его неведения, легкомысленности или недосмотра.

Джером Боуэн,

Магистр педагогики. Директор отделения МАХШ в регионе Скалистых гор.

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5