Как организовать христианскую школу?

 

В 1996 году Эдгар Стоец и Честер Рабер, написали замечательную книгу об эффективном совете организации, назвав ее «Делать доброе дело еще лучше». Этот девиз применим и к попечителям христианской школы, которых Бог призвал быть слугами и руководителями одновременно. Чудесное призвание! Христианские школы нуждаются в людях, придерживающихся твердых духовных принципов, понимающих философию и характерные особенности христианского образования, а также готовых посвятить себя тому, чтобы школы достигли самого высокого качества своей работы.

Мне выпала честь быть членом совета трех бесприбыльных организаций. Подобно любому другому органу управления, они уникальны благодаря личным качествам, опыту и убеждениям их членов. Каждый участник заседаний привносит в его деятельность личные вкусы, привычки, убеждения, образование, верования, ценности, глубину понимания Библии и собственный духовный опыт. Уникальности совету прибавляет и то, что роль, которую принимает на себя этот орган, определяется в обществе исторически обусловленным восприятием сфер его деятельности и ответственности.

Заседания совета также имеют свои особенности. Некоторые очень формальны и регламентированы, другие – наоборот, весьма свободны. Кто-то проводит продолжительные по времени и напряженные по графику совещания, другие же справляются с повесткой дня за два часа. В принципе, собрания советов христианских школ чаще всего затягиваются надолго, хотя на их эффективность это мало влияет. Эдгар Стоец (2000) сформулировал один важный вопрос, на который сам и ответил: «Почему большинство советов некоммерческих и религиозных организаций проводит более длительные собрания, чем советы больших корпораций, таких как, скажем, Дженерал Моторс? Да потому, что значительная часть этих советов не замечает различий между управленческой и оперативной деятельностью организации. Они изматывают себя, выполняя административную работу, при этом оставляя без внимания свою главную функцию – управление».

Неопределенность целей

Долгие годы мы боремся с тем, чтобы в сфере принятия решений очертить грань между властью и полномочиями совета и ролью директора школы. В 1925 году школьный историк Эллвуд Кабберли написал по этому поводу так:

«Часто работа совета противоречит здравому смыслу. Совет разделяется на группы и фракции, преследующие политические и другие интересы вместо того, чтобы стремиться к получению максимального блага для своей организации… Почти все случаи бесхозяйственности и неправильного управления вызваны чрезмерной активностью членов школьного совета, которая, в свою очередь, спровоцирована их неправильным пониманием того, для чего они, члены совета, были избраны… Их главная обязанность – находить экспертов, могущих дать хорошие рекомендации, на основании которых будут определяться основные правила работы всей школьной системы… Они ни в коем случае не избирались для того, чтобы стать группой надзирателей, контролирующих повседневную деятельность школы».

Может сложиться впечатление, что Кабберли написал это в наши дни, потому что мы все еще продолжаем страдать от последствий неопределенности в отношении роли школьного совета.

Попечители выражают недовольство слишком длинными заседаниями совета, а директоры учебных заведений жалуются на то, что советы слишком заняты повседневной работой школы и не справляются с задачами определения общих правил ее функционирования, сбора средств и планирования. К сожалению, совсем немногие советы выделяют время на то, чтобы учиться работать лучше. Вследствие этого они тратят время на то, чтобы вглядываться внутрь и назад, вместо того, чтобы обращать свой взор наружу и вперед. Попечители должны, наконец, выйти из режима выживания и перейти к творчеству; от чрезмерной озабоченности решением текущих проблем  переключиться на стратегическое руководство.

Можно ли наладить работу совета с помощью обучения? Конечно. Хотя университеты не предлагают курсов по подготовке членов совета, нам все же доступны несколько возможностей. Например, мы можем предположить, что члены совета, которые пришли туда ранее, лучше нас понимают, как этот орган должен работать, и принять решение следовать их примеру. Или же разработать программу обучения, в которую войдет изучение соответствующей литературы и мнения экспертов, нанять консультантов для обучения членов совета, и, наконец, отправить их на конференции.

Рой Лоури Младший (1998), бывший президент МАХШ, сказал: «Если школе не удастся разобраться с функциями совета, это приведет к неразберихе, постоянным затруднениям, неправильным решениям и недосмотру. Совет должен сам, в письменной форме, определить свои основные обязанности». Джон Карвер (1997), известный эксперт в области работы совета, пришел к такому выводу: «Проблема заключается в том, что мы позволяем совету выполнять неправильную работу… Мы так долго мирились с тем, что умные люди погрязают в мелочах, что уже и мы, и они перестали замечать, что здесь что-то не так».

Литература о работе совета и его роли

Литература, посвященная работе совета, изобилует перечнями его обязанностей. Дэвид Хаббард, ректор семинарии Фуллера, предлагает школьному совету ограничиться четырьмя основными ролями: управлением, спонсорством, посольством и консультированием (Дрюкер 1990). Мы – управляющее звено, когда на законном основании собираемся, чтобы обсуждать, голосовать, ставить цели, составлять правила и планы на будущее. Мы – спонсоры, когда вносим свой вклад в работу учебного заведения и просим других поддержать школу своими финансами. Мы – посланники и дипломаты, когда рассказываем о нашей школе общественности, объясняем окружающим ее миссию, излагаем ее ценности и защищаем ее от атак извне. Мы также и консультанты, кладущие на общий стол совета свои умения и способности, профессиональный опыт, и, что важнее всего, наше видение перспектив развития школы.

В 2000 году Хьюз, Лэйки и Бобовик определили следующие основные обязанности совета: указание направления (миссия и цели), обеспечение ресурсами (сбор средств) и осуществление контроля (бюджет, программы и дополнительные услуги). Роберт Андринга, президент Ассоциации христианских колледжей, в декабре 1998 года составил более подробный перечень обязанностей совета, которые озвучил на семинаре по подготовке сотрудников МАХШ.

По его мнению, совет:

  • определяет цели и основные ценности школы;
  • соблюдает установленные правила относительно всех сфер деятельности руководства школы;
  • избирает и назначает главного администратора (директора) и контролирует соблюдение им установленных правил;
  • поддерживает директора в работе и оценивает его деятельность;
  • обеспечивает эффективное планирование работы школы;
  • утверждает основные цели, желаемые результаты и стратегические планы;
  • обеспечивает и контролирует финансовую стабильность и порядочность школы;
  • утверждает, контролирует и поддерживает программы школы и предоставляемые ею услуги;
  • содействует формированию положительного имиджа школы за ее пределами;
  • гарантирует не только юридическую, но и нравственную порядочность школы, а также предоставляет контролирующим службам необходимую отчетность;
  • поддерживает коллектив работников школы и помогает им;
  • является высшим апелляционным органом при разрешении внутренних конфликтов;
  • привлекает к работе новых членов совета и проводит с ними базовый инструктаж;
  • оценивает свою работу и повышает ее качество.

Во втором пункте этого перечня Андринга конкретно указывает, что совет сам для себя составляет правила о том, как именно он будет управлять. Автор намеренно не упоминает о том, что совет формулирует правила того, как директор должен руководить школой. В силу своего опыта и уровня профессионализма директор школы облечен властью направлять деятельность педколлектива  и адекватно реагировать на то, что вызывает беспокойство родителей, не подвергаясь постоянной критике и сомнениям со стороны членов совета.

Однако бывают случаи, когда совет обоснованно начинает принимать больше участия в руководстве школой. Обычно такое происходит, когда открывается новая школа или возникает кризисная ситуация. Но и в этом случае управление должно осуществляться после продолжительной молитвы и систематических консультаций со специалистом, занимающим руководящую должность в  школе, причем совет всегда должен ставить перед собой цель при первой же возможности снять с себя руководящие полномочия.

Изучая разнообразную литературу о деятельности совета, мы видим, что все авторы единодушны в определении следующих обязанностей и видов деятельности совета.

Они считают, что школьный совет:

  • принимает на работу, направляет и оценивает деятельность одного сотрудника – директора школы, или старшего административного работника;
  • выражает одну точку зрения, а не много различных;
  • выступает в роли контролирующего финансового органа;
  • занимается конечными целями, а не методами и средствами их достижения;
  • устанавливает общие правила жизни и деятельности школы;
  • делегирует полномочия, контролирует и оценивает выполнение работ.

Члены совета:

  • исполняют руководящие функции только во время собраний совета и не имеют власти помимо этих заседаний;
  • принимают непредвзятые решения;
  • вкладывают собственные средства в развитие школы и\или находят для нее финансовую поддержку извне;
  • подают пример соблюдения ценностей школы.

Даниэль Вандер Арк (1995), исполнительный директор  МХШ («Международные христианские школы», организованное группой школ реформаторских церквей объединение христианских школ Америки и Канады, действующее отдельно от МАХШ – прим. ред.), сказал, что функции совета заключаются в «сохранении наследия, контроле за происходящим и планировании будущего». Эта формулировка особенно полезна потому, что фокусирует внимание на первоочередной финансовой ответственности совета.

Совет отвечает за различные сферы:

  • финансовые активы школы;
  • здания и другое недвижимое имущество;
  • безопасность и социальное обеспечение работников и учеников школы;
  • добропорядочность в финансах.

Он отвечает также и за то, чтобы христианская школа выполняла то, что она обещала, – предоставляла образование высокого качества, причем подлинно христианское. «Самое драгоценное имущество, доверенное совету… [это] ценности и убеждения школы… Бесконечные обсуждения мероприятий [и деятельности] не могут заменить собой осмысливание и подробное изложение ценностей… Ценности организации формируют правила ее работы, ее стратегию и тактику, то есть инструменты достижения [сотрудниками] желаемых целей» (Чейт, Холланд и Тейлор 1991). Другими словами, совет определяет главные цели, ценности, результаты и убеждения, а затем делегирует педколлективу полномочия и средства для достижения этих целей.

Время – драгоценный дар. Используйте его мудро!

Я еще не встречал попечителей, получающих финансовую компенсацию за свою работу в совете. Чаще всего, они добросовестно трудятся где-нибудь еще, потому нужно очень бережно обращаться с их временем. К сожалению, совет так много времени тратит на то, чтобы оценивать и направлять деятельность работников школы, что его остается совсем немного для главного – для руководства! Совет должен беречь свое время, чтобы уделять внимание многочисленным вопросам, связанным именно с руководством, от сохранения и поддержания библейского основания школы, которое выражено в перечне основных ценностей совета, до планирования и финансирования будущих программ.

Неправильное понимание работы комитетов часто втягивает совет в рутину административных вопросов. Комитеты могут помогать совету в его работе, но это должна быть помощь в управлении, а не в администрировании. Карвер (1997) предупреждал: «Не стоит создавать комитетов больше, чем необходимо… Нужно стараться как можно меньше нарушать целостность совета». Он убежден, что «комитеты, когда возникает необходимость в том, чтобы они помогли совету в принятии решений, должны выполнять предварительную (подготовительную) работу, а не заниматься административной деятельностью. Они могут работать над каким-то вопросом прежде, чем за него возьмется совет, но на уровне анализа и консультирования, а не на уровне работников организации… Когда совет создает комитеты, названия которых дублируют функции работников (например, образовательный, хозяйственный и т.п.), можно не сомневаться, что эти комитеты скатятся на уровень обязанностей работников». Другими словами, комитеты помогают совету, но никогда не действуют от его имени. Чтобы не множить ненужные структуры, предпочтительнее образовывать комитеты для  специальной цели или конкретного случая.

«Правильные» члены совета

Личные качества членов совета в огромной мере определяют его культуру. Очень важно разработать хорошо продуманный перечень критериев попечителя, который будет определять основные  качества личности и черты характера, необходимые человеку для его эффективной работы. У хорошего совета должен быть план поиска, выявления, привлечения, отбора и подготовки потенциального члена совета задолго до того, как откроется свободная вакансия. Комитет совета по кадрам рекомендует кандидатуры, наиболее соответствующие заданным параметрам. После избрания или назначения новые члены, прежде чем приступить к работе в составе совета, должны пройти всестороннюю подготовительную программу.

Цели совета заключаются в том, чтобы знать «ум Христов», почитать Его, и сделать все возможное для того, чтобы школа смогла прославить Иисуса Христа, достигая наивысшего уровня превосходства в своей работе. Прежде всего, члены совета должны признавать лидерство и господство Христа, полностью полагаясь на силу Духа Святого. Они должны верить в силу молитвы и ежедневно молиться за свою школу. Как заметили Стоец и Рабер, совет всегда должен стремиться к высшей цели и делать доброе дело еще лучше.

 

Джон Шиммер, доктор педагогических наук,

45 лет работает в сфере образования,

с 1978 года занимает должность регионального директора МАХШ.

Имеет богатый опыт как непосредственной работы в составе совета,

так и взаимодействия с ним.

Доктор Шиммер прошел личное обучение у Джона Карвера

в качестве консультанта по вопросам политики управления

и работает инструктором в программе подготовки совета МАХШ.

 

Опубликовано в журнале «Христианское дошкольное образование» № 4 за 2002-2003 год.

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5