Как организовать христианскую школу?

Последние пять лет ученые-нейробиологи наблюдают поразительную картину. К своему удивлению они обнаружили, что физико-химические процессы у людей, которые общаются друг с другом и работают вместе, протекают посредством взаимодействия зеркальных нейронов - нервных клеток, распложенных в различных отделах мозга. Предшествующие исследования показали, что взаимозависимые изменения в этих процессах происходят в тот момент, когда лидеры и их последователи реагируют друг на друга. Теперь ученые выяснили, что мозг буквально пронизан нейронами, зеркально отражающими то, что делает другой человек (Goleman and Boyatzis 2008).

Какое отношение это исследование имеет к профессиональному росту отдельного учителя в христианской школе? Оно еще раз подчеркивает, что профессиональное развитие - дело не только сугубо личное. Непрерывное повышение профессионализма каждого учителя и руководителя имеет огромное влияние на всех людей, имеющих отношение к школе. Каждый член школьного коллектива производит зеркальные изменения в каждом ученике, педагоге и администраторе школы. Поэтому профессиональное развитие одного сотрудника напрямую касается всех нас: когда один учитель или административный работник пренебрегает своим непрерывным профессиональным ростом, это искажает отражение, формирующееся во всем школьном сообществе; когда каждый педагог продолжает совершенствоваться, весь коллектив более полно отражает Творца.

Собственно, новые открытия в нейробиологии не должны удивлять нас, христиан. Бог Сам установил близкие отношения с первым человеком, потому что «быть созданным по Божьему образу и подобию»  означает также постоянное стремление быть подобным Ему, иметь общение с Ним. Во Втором Послании к Коринфянам (3:18) апостол Павел говорит: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. О нашем взаимодействии, вытекающем из такого преображения, Павел говорит в Послании Римлянам (12:5): «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Святое Писание подтверждает, что развитие (или его недостаток) одного человека оказывает свое влияние на все связанное с ним сообщество. Индивидуальное профессиональное развитие имеет важное значение для развития наших личных дарований и способностей, но профессиональный рост каждого из нас существенно влияет на развитие школьного сообщества в целом. Когда мы развиваемся - мы обогащаем Тело Христа, существующее в нашей школе и все вместе являемся отражением Божьего образа.

Если мы соглашаемся с тем, что профессиональное развитие одной личности важно для всего Тела, то разве не должны мы выяснить, какие стратегии достижения конкретных целей развития наиболее оптимальны? Нам необходимы стратегии поиска соответствия – инструменты и планы, повышающие соответствие сильных сторон индивидуума и его профессиональных возможностей ожидаемому будущему. Сейчас нет недостатка в доступных всем и каждому конференциях для педагогов, семинарах, курсах, а также профессионально ориентированных блогах и других виртуальных ресурсах. Суть заключается в повышении соответствия индивидуальных планов профессионального развития конкретного сотрудника миссии и целям школы в целом. Как же нам добиться в этом большей эффективности?

Все должно начинаться с отдельных педагогов, то есть, с «низов». Спущенные сверху директивы о необходимости профессионального развития часто не достигают цели. Каждый учитель и административный работник школы знает свой уровень, свои знания и опыт, тем или иным путем получая оценку своей работы. Поэтому каждый член школьного сообщества, как учитель, так и администратор, должен составить для себя годичный план профессионального развития, в котором определены цели роста и оптимальные пути их достижения, методы оценки результатов, а также способы популяризации полученного опыта среди коллег.

В основе такого плана должны лежать фактические данные и обратная связь. Ежегодный анализ работы учителя является одним из важных источников информации о его успехах и затруднениях. Необходимо также уточнить профессиональные цели сотрудника, скоординировав их с предполагаемыми потребностями школы. Например, если в школе есть эффективная система преподавания общественных наук, то посещение семинара по этому предмету не принесет педколлективу большой пользы. В то же время, школе могло бы пригодиться изучение сотрудниками новых географических информационных систем, которые смогут повлиять на содержание учебных материалов по обществоведению и соответствующие методы преподавания. Следовательно, сотрудники могут брать на себя инициативу по оценке и обновлению целей своего личного роста, но следует согласовывать эти действия с руководством школы, чтобы все то хорошее, что каждый лично получит в процессе профессионального развития, в будущем принесло максимальную пользу всей школе.

Во-вторых, выбирая возможности развития, признайтесь, что большинство из нас более охотно укрепляет свои сильные стороны и развивает интересующие нас сферы, чем исправляет слабые места. Результаты более чем тридцатилетних исследований Института Гэллапа дают веские аргументы в подтверждение того, что мы лучше всего работаем, базируясь на наших сильных сторонах, и именно их постоянное развитие ставим своей целью (Rath and Conchie 2008). Поэтому вместе с руководством и коллегами выберите возможности обучения, наиболее привлекательные и интересные лично для вас. Предположим, школа намеревается развивать обучающее взаимодействие учеников посредством использования Интернет, но новые технологии пугают вас. Тогда вам необходимо найти возможность обучения, связаннаого с вашими сильными сторонами, а не семинар о том, как побороть свои «технологические страхи». Выберите ту область интересов и успеха, которая станет для вас путем перехода к более грамотному использованию современных технологий: возможно, это будет математика, или изобразительные искусства, или биология… Многолетние исследования в области позитивной психологии показали, что наиболее эффективным является профессиональное развитие, основанное на компетенции и интересах.

В-третьих, важно понять, что польза от индивидуального профессионального развития значительно увеличивается, если говорить о нем другим людям. Эффективный личный план профессионального развития всегда должен давать ответ на вопрос о том, как в течении следующих нескольких месяцев я поделюсь полученными знаниями со своими коллегами в школе. Сразу после обучающего мероприятия составьте краткое описание того, что вы узнали, и о чем сможете рассказать своему руководителю. Найдите несколько коллег, перед которыми вы будете отчитываться за то, как и с кем вы поделились полученными знаниями, и которые оценят полезность применения этой информации в вашей школе. Станьте наставником учителя-новичка и передавайте ему полученные знания и навыки. Если вы заранее сможете продумать способы, как вы поделитесь с другими тем, что узнаете сами, то польза от обучения возрастет как для вас, так и для всей школы в целом.

И последнее: опишите, как вы будете оценивать результаты своего обучения. Если не сформулировать письменно свои ожидания относительно пользы данного мероприятия для ваших учеников и всей школы - как вы узнаете, насколько посещение, например, семинара о новых методах повышения грамотности в средней школе помогло школьникам снизить количество ошибок? Позже, когда администрацией и вами будут оцениваться результаты планов профессионального развития сотрудников за прошедший год, вы сможете сравнить свои ожидания с тем, чего, в итоге, добилась вся школа. Анализируя свои планы, отмечайте также конкретные полезные для вас и для школы результаты, которых вы не ожидали. Помните, что роцесс профессионального развития часто несет в себе приятные сюрпризы!

На директоре школы лежит обязанность оказать помощь попечительскому совету в понимании и оценке важности постоянного профессионального развития сотрудников. Совет может внести свой вклад, составляя для школы стратегический план и выделяя на эти цели необходимые ресурсы. Учителям и администрации нужны четкие и постоянные подтверждения того, что высшее руководство школы поддерживает идею развития и ожидает от них практических шагов в этом направлении. Финансирование профессионального развития должно быть заложено в операционный бюджет школы и запросы школы о частном финансировании, а стратегии развития должны быть привязаны к соответствующим фондам. Более того - христианские школы могут объединить все доступные им ресурсы (бюджет, частные пожертвования и общественные фонды) для активного осуществления программ профессионального развития.

В то же время, для эффективного использования всех выделенных ресурсов должен существовать ежегодный процесс оценки работы, обратной связи и планирования развития, который должен начинаться с каждого учителя лично. Никто так хорошо не спланирует для вас ваше профессиональное развитие, как вы сами, но это нужно делать каждый год. Необходим постоянный ритм оценки, осмысления и отбора, который точно покажет ваши сильные и слабые стороны, области, нуждающиеся в росте, а также новые возможности. И все это должно быть согласовано и скоординировано с общим видением вашей христианской школы.

Составить годичный план профессионального развития совсем несложно. Возьмите лист бумаги и запишите на нем ответы на следующие вопросы:

  • Насколько хорошо результаты профессионального развития совпали с целями моего личного развития и нуждами школы в прошлом году?
  • Какую неожиданную пользу принесли мне в прошедшие мероприятия по профессиональному развитию?
  • На основании предыдущей оценки качества моей работы - в каком направлении мне, как профессионалу, нужно продолжать развиваться?
  • Какие возможности профессионального развития в предстоящем году соответствуют моим сильным сторонам и потребностям моей школы?
  • Какую пользу я ожидаю получить от этих возможностей?

После каждого посещенного учебного мероприятия ответьте на следующие вопросы: «О чем из услышанного и увиденного мной на этом мероприятии мне нужно рассказать своим коллегам, так чтобы и они этому научились? Кому из них? Как это сделать? Когда? Как это мероприятие может оказать системное влияние на мою школу?»

Сохраните эти ответы, пусть они станут для вас руководством к действию.

От многих из нас требуют, чтобы мы выделили время на составление обдуманного плана личного профессионального развития в Теле Христа. Когда мы регулярно составляем планы и действуем в соответствии с ними, в нас все больше проявляется Божий образ, и мы становимся Его отражением для других людей.

Ширли Дж. Роэлз, доктор философии,

профессор менеджмента Колледжа Кальвин, Гранд Рапидс, Мичиган. В настоящее время работает директором Центра административного руководства христианских школ Ван Лунен, который предоставляет директорам христианских школ возможности для общения, обучения и обмена опытом.

 

Опубликовано в журнале «Христианское школьное образование», № 13/2, 2009/2010.

 

Список литературы:

Goleman, Daniel, and Richard Boyatzis. 2008. Social intelligence and the biology of leadership. Harvard Business Review (September).

Rath, Tom, and Barry Conchie. 2008. Strengths-based leadership: Great leaders, teams, and why people follow. New York: Gallup Press.

 

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5