Перевод Ольги Карпиной

Каждый день педагоги посвящают значительную часть учебного времени двум сферам учебной деятельности: чтению и родному языку. Так и должно быть, потому что умение читать и писать необходимо ученикам на каждом занятии по каждому предмету. Кроме того, овладение языковыми навыками крайне важно как для всего процесса обучения, так и для жизни человека вообще. В ходе изучения некоторых предметов дети применяют эти навыки непосредственно, в других – косвенно, но каждое занятие обязательно включает в себя такое обучение. Даже Божье Слово послано нам в письменной форме, и чтобы понять, что оно говорит, нам неизбежно понадобятся не только умение читать, но и прочные языковые навыки.

Теоретики используют различные термины и определения для описания процессов чтения и письма. Тем не менее, существует одна важнейшая предпосылка, заключающаяся в том, что овладение языковыми навыками ценно для ученика лишь в той мере, в которой дает ему возможность приобретать навыки и знания, необходимые для декодирования письменного языка и понимания значения его содержания. Обучение чтению обычно включает в себя распознание слов и выработку определенных методов осмысления прочитанного: и то, и другое необходимо для эффективности того, что мы называем процессом чтения.

В ходе обучения чтению школьники вовлекаются в определенную последовательность моментов, связывающих их личную жизнь и опыт, а также их личностные схемы с материалом текста (Hittleman, 1992). Хотя данная модель не включает в себя интеграцию мировоззрения, учитель-христианин, признающий первенство Иисуса Христа и Его Слова, будет искать возможности органично включить библейские истины и принципы в процесс обучения чтению. Такая форма интеграции является самой сутью того, что Хиттельман называет последовательностью моментов, связывающих знания, опыт и внутреннюю сущность читателя с прочитываемым материалом.

Обучение чтению и родному языку может быть чем-то намного большим, чем изучение букв и грамматических правил, овладение методами структурного и литературного анализа текста или кодирования и декодирования идей. Это признание того, что Бог Сам решил открыть людям Себя и Свои замыслы в письменной форме, в Библии, - и, следовательно, Он желает, чтобы Его народ умел читать (Второзаконие 17:18–20). Данный факт не диктует определенных методов обучения чтению и не подразумевает каких-либо определенных материалов, по которым нужно учиться, но требует, чтобы учитель как можно лучше подготовил учеников к познанию Божьих истин, явленных в Слове о Нем Самом и о Его делах.

Конечная цель христианского образования

Библейское мировоззрение способствует интеграции веры в обучение. Данный процесс требует чего-то большего, чем привнесение христианского поведения или действий в учебу, или даже внедрение христианских ценностей в обучение. Это настойчивое включение в учебную деятельность библейских истин, дающих возможность учителю и ученику достичь следующего:

a) познавать Бога и Его истины, научиться поступать соответственно этому пониманию;

б) жить в гармонии с Богом, Его истиной и Его народом;

в) приобрести соответствующий объем знаний;

г) узнать, кем и какими дети должны быть согласно замыслу Божьему;

д) научиться оказывать влияние на других людей посредством знания Бога и Его истины.

Когда вера подобным образом интегрирована в учебный процесс, ученик возрастает в «познании Сына Божия» (Ефесянам 4:13).

Делать

Ценить

Знать - Верить

Данная пирамида наглядно демонстрирует, насколько действия и ценности отличаются от библейских истин. Библейские истины и принципы, которые мы знаем и в которые верим, являются основанием нашей веры. Сюда входит все, что мы знаем и во что верим относительно Бога и Его характера. Из этих истин и принципов мы извлекаем ценности, направляющие наши действия, в качестве ответной реакции на существование Бога. Эти ключевые ценности являются выражением приоритетов, оказывающих влияние на наши решения и поступки. Наши действия – то, что мы делаем, – отражают, то, как наши ценности побуждают нас реагировать на присутствие и существование Бога. Уровень «делать» обозначает образование, включающее формирование характера, которое мы наблюдаем в стенах и за пределами христианских школ. Слишком часто учителя довольствуются тем, что интегрируют в обучение лишь верхушку этой пирамиды, заботясь только о том, чтобы достичь желаемого поведения или видимых реакций у детей. Хотя справедливо утверждение, что «можно узнать даже отрока по занятиям его» (Притчи 20:11), но всё же выбор действий человека вытекает из нижележащих уровней данной пирамиды. Каждый избирает соответствующую реакцию или совершает определенный поступок на основании того, что он ценит или считает приоритетным для себя. Ключевые же ценности вырастают из концепций и стандартов, которым учит Божье Слово.

Некоторые учителя заменили интеграцию применением, обнаружив, что последнее намного легче внедрить в практику. Применение – это конкретизация, или претворение в действие библейского принципа так, чтобы он становился видимым и измеримым. Это реакция делания, находящаяся на самом верху нашего треугольника, тогда как интеграция означает, прежде всего, определение принципа, некой абстрактной идеи или информации – точной, истинной и достойной. Эту ступень в основании нашего треугольника труднее увидеть, но она представляет собой убеждение или знание, на котором строятся наши действия и слова. К примеру, в книге Марка Твена «Принц и нищий» учитель может увидеть применение ценности: «будь добр к беднякам». Однако более глубокий уровень интеграции сосредоточит внимание на том, как нищий мальчик заменил принца, что позволило юному бедняку стать сыном Царя – точно так же, как Иисус поменялся местами с каждым из нас, предложив нам положение наследников Своего Царства.

Книга «Сеть Шарлотты» Э.Б. Уайт (Charlotte’s Web, E. B.) предлагает еще одну наглядную иллюстрацию этих трех уровней:

Делать: Быть другом окружающим людям, точно так же, как Шарлотта стала другом Уилбуру.

Ценить: Истинная дружба всегда жертвенна, подобно тому как Шарлота в своей дружбе многим жертвовала ради Уилбура. (см. Притчи 17:17a)

Верить: Иисус Христос, друг грешников, принес себя в жертву за грех. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).

Первый уровень – Делать – дает учащимся направление для предпочтительной реакции или применения, основанного на данном рассказе. Второй уровень – Ценить – показывает причину для применения того или иного действия. Третий уровнь – Верить – направляет взгляд школьника на то, чтобы увидеть Бога и Его характер в преподаваемом материале, таким образом интегрируя веру в обучение.

Другие детские книги могут еще больше продемонстрировать различные пути интеграции библейских истин в обучение:

«Мисс Рамфиус», Барбара Куни (Miss Rumphius, Barbara Cooney)

Делать: Выращивать цветы, чтобы сделать мир красивее.

Ценить: Бог дал нам красивые цветы, чтобы мы распоряжались ими и заботились о них – нам вообще следует быть хорошими распорядителями всего, что Бог доверил нам. (см. Псалом 64:10)

Верить: Бог может употреблять нас для расширения Своего Царства, чтобы мы приносили Ему славу. (Псалом 138:14; 1 Коринфянам 12:27)

«Знак бобра», Элизабет Джордж Спер (The Sign of the Beaver, Elizabeth George Speare)

Делать: Доверяй Богу, даже когда остаешься один, потому что Бог позаботится о тебе.

Ценить: Бог сотворил людей представителями разных культур и различного происхождения, и все они нуждаются в том, чтобы услышать Евангелие Иисуса Христа (см. Матфея 28:19)

Верить: Божий план совершенен для каждого из нас, и Бог будет использовать те или иные конкретные обстоятельства в жизни человека, чтобы привести его к Себе (Иеремии 29:10–11; Римлянам 8:28).

«Считай звёзды», Лоис Лоури (Number the Stars, Lois Lowry)

Делать: Энн Мари была доброй и помогала другим. Мы должны быть такими же и поступать так же.

Ценить: Бог сотворил каждого человека. Мы должны проявлять терпимость к людям и принимать каждого, вне зависимости от расы. (см. Евреям 12:14)

Верить: У Бога был избранный народ, который Он возлюбил. На протяжении истории евреи страдали и сталкивались со многими бедствиями, но Бог все же хранил их для Себя, и у Него есть особый, высший план для них. Попытки Гитлера истребить евреев были частью воли Божьей, тем, что Он допустил им на время. (см. Псалом 134:4; Иеремия 46:27, 28)

Обратите внимание, что Действия, или примеры практического применения, сосредоточены на человеческой реакции на определенную идею или информацию. Однако интегрированное мышление и оглядка на то, что мы знаем и во что верим, больше откроет нам Бога и Его характер в изучаемых произведениях. Интеграция веры в учебный процесс поможет учащемуся более четко и ясно видеть Бога во всем.

Хотя предыдущие примеры приведены, в основном, из детской литературы, точно такое же обучение можно осуществлять на уроках художественной л-ры и языка в старших классах, то есть, на всех уровнях образования. Д-р Руфь Хейкок в своем четырехтомнике «Библейские истины в школьных предметах» (Хейкок, 1995) приводит много конкретных стихов из Писания, содержащих библейские истины, лежащие в основании нашей пирамиды: знать и верить. Ее работа всесторонне представляет такие, например, концепции: обучение чтению и родному языку должно включать в себя истину о том, что умение читать – это Божий план для всех и каждого (см. 2 Тимофею 3:16–17; Второзаконие 17:18–20), и чтобы это умение было эффективным, чтение текстов должно вести к их пониманию (Псалом 118:34). Для такого обучения литературе и языку на всех уровнях образования будет полезно просмотреть материалы Д-ра Хейкок, подводящие нас к закономерному выводу о том, что интеграция должна идти глубже уровней делать и ценить к основанию знать-верить. Ее идеи дадут учителю возможность спланировать истинную интеграцию, а не просто применение тех или иных истин на практике. (Прим. ред.: Джонсон, Библейское мировоззрение: руководство по интеграции. ЦПП МАХШ, готовится к публикации)

Построение структуры обучения для успешной интеграции

Для того, чтобы эффективно интегрировать христианские ценности и принципы в обучение, учитель должен заблаговременно поставить перед собой эту задачу и спланировать целенаправленные действия по достижению результата. Периодически извлекая пользу из случайных педагогических моментов, или из минутного воодушевления, почерпнутого на том или ином мероприятии, вы не сможете заложить в учебный процесс достаточно прочное библейское основание. Успешная интеграция требует усердного размышления над Словом, тщательного анализа целей и содержания уроков. Она должна произойти прежде в самом учителе, а затем только будет передана ученикам. Лишь после того, как Божье Слово насквозь пропитает и насытит сердце педагога, оно может легко перелиться в учебный процесс и в души учащихся. Данный принцип должен быть согласован и предопределен, а его достижение - хорошо спланировано, чтобы наше преподавание могло соответствовать всеобъемлющим целям учебного процесса.

Содержание и навыки обучения направляются определенным набором библейских принципов. На рамки, последовательность и подбор содержания и навыков оказывает прямое влияние мировоззрение, построенное на убежденности, что мы не можем как следует знать ничего, прежде чем не познаем Бога; а Бога мы познаем прежде всего и лучше всего через Его откровение о Себе Самом, записанное в Библии. Мы познаем Господа не прямо, а посредством того, что Он делает и сделал, и Его творение говорит нам, что в этом мире существует объективная истина. Являясь людьми (субьектами восприятия), мы неизбежно обнаруживаем, что наш мир субъективен и подвержен ошибкам, однако есть истинное знание, исходящее от Бога. Обучение должно указывать на Божье владычество и Его чудные дела. Учебный процесс, построенный на этих принципах, направляет мышление учеников таким образом, чтобы они смогли сформировать свое собственное библейское мировоззрение путем познания Бога и Его Слова.

Результат библейской интеграции

Ученики, которые проходят такое обучение под руководством опытных учителей, проявляющих библейскую интеграции в жизни, будут меняться. Они начнут проявлять точно такую же интеграцию в своей жизни и учебе. Характер этих школьников станет все более уподобляться характеру Христа, по мере того, как они следуют примеру целостной жизни Господа Иисуса, проявляющейся в их учителе. Они разовьют библейское мировоззрение, на основании которого смогут выработать свои личные взгляды и позиции. Знания учеников будут пронизаны библейскими принципами, которым они научены. Школьники будут признавать Бога как Суверенную Личность, управляющую Своим творением и хранящую созданный Им мир. Их богословие больше не будет являться отдельной учебной дисциплиной, но каждую предметную сферу будет характеризовать интегрированный образ мышления, так как они будут учиться смотреть на все Божьими глазами. Они больше не будут разделять жизнь на духовную и мирскую сферы, но будут видеть ее во всей полноте.

Целью учащихся будет стремление почтить Бога во всем, что они делают. По мере того, как они учатся видеть мир Божьими глазами, их цели и мотивы также подвергнутся преображающему влиянию Божьих истин. Цели, которые имеет Бог для каждого ученика и для всего этого мира, станут также первоочередными целями наших учащихся.

Э. Пенни Клаусон, доктор педагогики.

С 1983 г. занимает должность декана педагогического факультета в Ланкастерском библейском колледже; с 1987 г. является преподавателем Международного института христианских педагогов.


Ссылки

Hittleman, Developmental Reading, K–8. Columbus: Merrill, 1988.

Хейкок, Руфь. Библейские истины в школьных предметах. Изд-во МАХШ. Киев, 1995.

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5