Перевод Льва Панчихина

Редакция Елены Мокренчук

«О, ради всего святого, когда ты повзрослеешь?» Как часто вы говорили подобное невоспитанному, хулиганистому, хамовитому ученику? Или, что еще хуже, думали по отношению к коллегам на затянувшемся совещании сотрудников школы, когда они начинали спорить по поводу продолжительности рождественских каникул, длины юбок у девочек или волос у мальчиков? «Ну пожалуйстааааа! Здесь вообще есть взрослые люди?!!» – наверняка мысленно восклицали вы!

«Мне нужно повзрослеть», – признался известный американский футболист Майкл Вик своим фанатам, товарищам по команде, Богу и всему миру после того, как в 2007 году был обвинен в недостойном поведении. Почти каждый день на первой полосе газет появляются новости о том, что педагоги, руководители и другие сотрудники школ используют кредитные карточки своего учебного заведения для оплаты собственных расходов. Да, даже профессионалы способны поступать намного хуже, чем дети!

Давайте порассуждаем о том, что значит быть взрослым и ответственным профессионалом, занимающимся таким важным делом, как преподавание в школе. Быть взрослым не время от времени, а постоянно: в классе, в учительской, в зале богослужений... Несомненно, наличие ответственных людей важно для любой школы, но для школы христианской, где профессионалы претендуют на то, что они являются представителями Христа и Его царства, это вопрос жизни и смерти – в первую очередь, духовной.1

Но взросление – нелегкий труд! Быть взрослым означает нести свой крест. Идти путем, на котором встречается множество препятствий, трудностей и искушений. Это полное приключений путешествие, ведущее к славной цели, достигнув которой мы услышим слова, придающие важность всем нашим усилиям: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Евангелие от Матфея, 25:21, 23). Чтобы это путешествие состоялось, необходима подготовка, должное обеспечение и путеводная звезда.

Подготовка

Давайте будем честными с собой и признаем: работа учителя действительно связана с такими трудностями, что большинство начинающих преподавателей оставляют эту профессию в течение первых лет своей трудовой деятельности. Если вы недавно начали работать учителем – может быть, и вы уже начали оглядываться по сторонам в поисках возможных «путей отступления»? Не имея достаточно знаний, умений, уверенности в себе, перспективного видения и эмоциональной устойчивости, приобретенных вашими закаленными в трудностях коллегами за годы работы, вы подвержены искушению сдаться и решить, что просто не созданы для огромной ответственности, сокрытой в профессии учителя. Вместо того, чтобы становиться взрослее и набираться опыта, вы наверняка ощущаете острое желание все бросить и уйти. Но перед тем, как сделать роковой шаг, подумайте о том, насколько вы были готовы к работе.

В начале педагогической деятельности три вещи имеют чрезвычайно большое значение:

  • во-первых, уверенность в том, что школьный класс – именно то место, куда Бог призвал вас;
  • во-вторых, понимание того, что, призвав вас на труд, Бог дал вам таланты и способности, необходимые для выполнения порученного дела;
  • в-третьих, достижение уровня знаний и умений, достаточного для того, чтобы начать трудиться – пусть пока еще и не совсем уверенно.

Как известно, с начала истории человечества (от Эдемского сада) Бог планировал, что труд будет благословением для самого человека и для других людей. Стараться делать работу, находящуюся вне сферы наших дарований и призвания – означает выбрать дорогу, ведущую к разочарованию: такая работа никогда не будет для нас естественной и не принесет удовольствия! Оставить такую работу – правильный шаг: шаг к тому, чтобы открыть свое истинное призвание и способности. Но если внутри вас не угасает сильное желание служить Господу посредством преподавания в школьном классе – не сходите с этого пути!

Убедившись в том, что призвание имеет действительно большое значение, мы должны признать, что наша работа напрямую связана с нашими личными отношениями с Тем, Кто нас призвал.2 Нужно четко понимать, что путь к профессиональной зрелости и мастерству – это путь нашего преобразования в Его образ и подобие. Божье слово прямо говорит о неразрывной связи между нашей работой, поклонением Богу и плодами нашего служения Ему:

«Посему и мы... не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете…» (Послание к Колоссянам 1:9-12)

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Послание к Колоссянам 3:23-25).

Обеспечение

Когда Бог призывает кого-либо к определенной профессии, часть Его намерений заключается в том, чтобы использовать трудности и возможности порученного дела в качестве путей достижения духовной зрелости этого человека. Стиль нашей работы и то, как мы ее выполняем, есть вопрос нашей духовности. Мы, прежде всего, – последователи Иисуса Христа, призванные и вооруженные для того, чтобы каждый день дарованной нам земной жизни становиться все более подобными Ему. Если мы слушаем и исполняем Божье слово, то имеем право уверенно посмотреть ученику в глаза и сказать, не боясь быть осмеянными: «То, что я делал и говорил в классе и вне его, сказал бы и сделал Иисус на моем месте». Очевидно, что гарантией такой уверенности является личное присутствие в нас Божьего Святого Духа.

Означает ли это, что настоящий профессионал является никогда не ошибающимся совершенством? Конечно же, нет! Но этот человек стал более ответственным по отношению к своим знаниям и умениям, а также в восприятии своей профессии. Это процесс, для которого требуется время и осознанные действия, – точно так же, как возрастание в вере требует времени и действий. Быть призванным (или, другими словами, одаренным) не означает, что профессиональное развитие теперь будет нам даваться с легкостью: призвание открывает лишь возможность стать профессионалом, при условии напряженного труда над собой и умелого взращивания своих даров. Неудивительно, что качества, свойственные начинающему учителю, предназначенному стать выдающимся педагогом, включают в себя не только мышление и способность учиться, но и те трудно поддающиеся определению черты характера, которые демонстрируют окружающим его искреннюю заботу об учениках. Имеющие эти качества учителя дойдут до намеченной цели, потому что постоянно ищут и узнают что-то новое о своем предмете, методах оценки и планировании программы, а также о том, как пробудить у детей желание учиться. Одаренные новички довольно быстро приходят к пониманию того, что, несмотря на различия стилей работы и личных качеств, самые уважаемые и успешные учителя имеют нечто общее: в них живет стремление помочь своим ученикам. Они обладают способностью чувствовать, что происходит в умах и сердцах детей и умеют направить эти чувства в нужное русло. Эти учителя ощущают, как «мчится крылатая мгновений колесница» (Марвелл, 1681) и умеют честно ответить себе на вопрос: «С какой целью я преподаю этот урок (изучаю правило, рассказываю историю, объясняю термин)? Действительно ли это важно?» Или: «Эффективны ли мои методы? Благодаря моим усилиям ученики ощущают жажду знаний или же их уже тошнит от учебы?» Джеймс Коллинз, эксперт в сфере руководства и управления, заметил однажды, что школа может быть успешной, только когда в классе будут находиться учителя, «которые продуктивно невротичны3, у которых есть внутренняя мотивация и самодисциплина, которые просыпаются каждый день с навязчивой идеей сделать для учащихся все, что они только способны, потому что это часть их существа, их ДНК».

В сказанное Коллинзом я хотел бы внести одну поправку: мы – не невротики, а педагоги, движимые Духом Святым к тому, чтобы делать свою работу наилучшим образом. И, поскольку мы находимся в процессе духовного преобразования, почти каждый день мы сталкиваемся с трудностями, своеобразными «камнями» и «стрелами» нашей профессии, которые угрожают сбить нас с выбранного пути. Я знакома с учителями и даже руководила некоторыми, очень одаренными в педагогическом плане коллегами, которые не были согласны идти нелегким путем возрастания от новичка к квалифицированному работнику и далее к мастеру высокого класса. Обстоятельства личной жизни, не связанные со школой, забирали у них время и силы, предназначенные для того, чтобы отдавать их ученикам. Бывало и так, что недостаток личной дисциплинированности не давал им решимости и физических сил выключить телевизор или компьютер и закончить составление конспекта урока или проверку домашних заданий учеников. Или же вполне естественная озабоченность какой-либо ситуацией в школе отравила их, превратив их энтузиазм в цинизм (большинство из нас уже сталкивалось с тем, как два или три ворчуна могут посеять в коллективе семена профессионального и духовного поражения).

Размышляя о том, насколько больше мы могли бы узнать в государственной школе, находящейся на соседней улице, или раздражаясь по поводу разительного контраста между нарядами преподавателей и учеников, или позволяя нашему несогласию с решением совета школы перерасти в предположение о глупости или еще более худшем качестве тех, кто его принимал, – другими словами, когда нормальные повседневные трудности работы учителя начинают пробуждать в нас недовольство, – из наших уст могут вырваться слова: «Да, профессионализм – это круто. Я, конечно же, хочу, чтобы мой хирург был профессионалом на сто процентов, когда он делает мне операцию или вежливо отвечает мне, когда я выхожу из себя в его кабинете. Но он же зарабатывает огромные деньги, за одну операцию столько, сколько я за весь год, а может, и за все десять! Когда школа будет готова заплатить мне столько, сколько положено получать специалисту, – тогда лишь она может ожидать от меня, что я стану профессионалом!».

Когда мы забываем, кто в действительности является нашим Господином, – нам приходится платить цену. Физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную. Я, конечно, понимаю, что есть школы, в которых методы, правила, стиль руководства или комбинация всех этих трех составляющих создают крайне тяжелые условия для преподавателя. Я встречала  и консультировала учителей, замечательных педагогов-христиан, – и, признаюсь, иной раз плакала вмете с теми из них, кто был разочарован и даже оставил свою профессию из-за того, что можно назвать словосочетанием «злоупотребление учителем».

Но, к счастью, большинство руководителей христианских школ понимает, что педагоги и преподаватели – самый важный ресурс, жизненно необходимый для осуществления миссии школы. Большинство школ берут на себя обязательства содействовать профессиональному и духовному росту своих учителей. Многие школы выделяют значительные средства на обучение и постоянное повышение квалификации педколлектива. Некоторые школы, располагая значительными фондами, даже могут позволить себе попробовать внедрить ту или иную обучающую программу, надеясь найти именно ту, которая принесет наилучший результат. Помимо этого, у каждого учителя есть свои, особые нужды и потребности. Поэтому целью профессионального развития любой школы, насколько ограниченными или избыточными ни были бы доступные ей ресурсы, должно быть раскрытие способностей каждого учителя, его природных и духовных дарований, чтобы педагог стал функционально независимым, был способен самостоятельно управлять своим личным профессиональным ростом и повышением квалификации, не испытывая потребности в советах и руководстве со стороны других людей. Под словом «независимый» я не имела в виду желание устанавливать правила для самого себя или же закрытость в своем классе, изоляцию от педагогического коллектива. Также независимость учителя не означает отказа от того, чтобы позволить кому-либо – руководителю, коллеге, родителю – дать конструктивный отзыв о том, насколько хорошо я справляюсь с составлением программы, преподаванием, общением с учениками и коллегами. Настоящая автономность учителя предполагает эффективный обмен информацией с другими педагогами, высокую активность и энергичность в преодолении препятствий при достижении в работе с учениками поставленных целей.

Независимо от того, какими ресурсами обладает школа и насколько она заинтересована в развитии учителей, вы сами можете совершенствоваться и становиться более зрелым. Как? Наблюдая за работой настоящих профессионалов в вашей и других школах, общаясь с ними, выбирая и посещая полезные семинары и конференции по интересующим вас темам. Можно также  попытаться получить ученую степень по своему предмету или стать наставником одному или двум новым учителям в своей школе. Нужно изучать Евангелия, чтобы узнать и воплотить в своей практике методы, которые с успехом применял наш Учитель – Иисус. Быть может, у вашей школы очень мало или совсем нет финансовых ресурсов для оплаты необходимых для вашего профессионального развития курсов. Старайтесь получить любую помощь, помня, что средства, потраченные на повышение квалификации, – не расходы, а вложение. Это инвестиции в самого себя, в своих учеников и в реализацию собственного призвания. Это инвестиции в главную цель христианского образования и, в конце концов, в успех всей школы! Достигая зрелости в своей работе, становясь профессионалом, вы приобретаете репутацию, дающую силу и способы изменить в школе то, что препятствует прогрессу и осуществлению ее миссии.

Путеводная звезда

И последнее: чтобы не сбиться с верного курса, нам необходима путеводная звезда – убедительное и притягательное видение нашей профессии, понимание того, почему так важно быть взрослым и ответственным профессионалом. Мы рассчитываем, что юристы и врачи будут хорошими специалистами в своем деле – и вовсе не из-за того, что мы платим им большие деньги, но потому, что результаты их работы имеют очень большое значение и последствия для нас! Не менее важными являются последствия решений, принимаемых педагогами в своей работе. Интеллектуальное, духовное и эмоциональное здоровье каждого Джонни и Рейчел в наших классах, их восприятие жизни и учебы, Бога и Его творения, следования за Христом – все эти качества формируются прямо сейчас посредством решений, которые их учитель принимает каждый день. Очень и очень скоро Джонни, Рейчел и их одноклассники уйдут из нашего класса и займут место за кафедрами, в командных центрах и законодательных органах, в классах школ и аудиториях ВУЗов, в офисах предприятий и юридических фирм, в залах для совещаний, в собраниях советов, в судах, в исследовательских лабораториях... А самое важное – они дадут рождение новому поколению школьников и студентов. Через короткое время дети, которые сегодня сидят за партами в первом, пятом и одиннадцатом классах, станут теми самыми людьми, без которых мы – как нация и как христиане – не можем существовать!

Верное отношение к своей работе помогает нам застраховать себя от искушений типа «может, не стоит так напрягаться?», испытываемого нами почти ежедневно. Наше отношение, наше видение – это то, что питает в нас внутреннее стремление качественно и эффективно послужить нашим ученикам – а значит, и нашему Господину. Правильное видение дает нам силы не сходить с дистанции и, невзирая на разочарования, помогает постоянно фокусироваться на конечной цели. Это видение поддерживает в нас надежду даже тогда, когда мы слышим очередные плохие новости. Давайте попробуем вместе представить, как выпускники наших христианских школ, получившие от нас внимание, заботу, любовь, качественное обучение и верное направление в жизни, становятся людьми, которые уверенно и смело пойдут в те сферы, куда призовет их Бог, и покажут, что они, подобно Даниилу, Сидраху, Мисаху и Авденаго, «в десять раз мудрее всех магов и заклинателей в целом царстве» (Книга Даниила, 1:20). Безусловно, к нам применимы слова, сказанные Моисеем израильскому народу на пути к Обетованной земле: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Книга Второзаконие, 10:12, курсив автора).

Трудно? Вне всякого сомнения. Но так же несомненно и то, что взросление – святое дело!

Примечания:

1) Прочитайте Евангелие от Луки, 17:2: «...лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих».

2) Оз Гиннесс превосходно рассмотрел эту идею в своей замечательной книге «Призвание» (2003).

3) Конечно, я выбрал бы другое слово вместо прилагательного «невротичны», и я продолжаю отстаивать мнение, что мы движимы Духом Святым, а не непреодолимым влечением или навязчивой идеей. Однако Коллинз очень хорошо раскрывает смысл своих слов (2005, 15, курсив оригинала), поэтому я пользуюсь данной цитатой.

Линда Монтгомери Бьюэлл, доктор педагогики,

более тридцати лет трудится в сфере среднего и высшего образования. В настоящее время работает вместе с мужем Джоном, возглавляющим Фонд в поддержку мышления и этики. Среди их публикациймонографии «О пандах и людях», «Как устроена жизнь», «Секс и характер».

Список литературы:

Collins, Jim. 2005. Good to great and the social sectors: Why business thinking is not the answer. New York: HarperBusiness.

Guinness, Os. 2003. The call. Nashville, TN: W Publishing Group.

Marvel, Andrew. 1681. To his coy mistress. In The Norton anthology of English literature. Vol. 1, 1974, ed. Meyer Howard Abrams. Toronto, Canada: George J. McLeod Limited. Перевод: http://kruzhkov.net/translations/andrew-marvell.html

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5