Перевод с английского Виктории Захожай

Мир стремительно направляется в неуловимое будущее. И мы, педагоги-христиане, должны помочь нашим церквям — особенно нашим студентам и ученикам — переосмыслить образ жизни и способы служения Богу в это беспокойное время.

Перед лицом беспрецедентных экономических проблем

7 сентября 2008 года общество Ассоциации Мастед Сид (“Горчичное семя”) провело свое первое общее собрание для проведения «мозгового штурма» по вопросам готовности к рецессии – как раз перед тем, как начался экономический кризис. К этому нашему предприятию присоединилось пятьдесят христианских лидеров, в том числе и несколько педагогов. С самого начала было ясно, что практически никто в зале не верил, что рецессия возможна. Несмотря на это, участники хорошо проработали возможные решения «на всякий случай» – а спад производства произошел на самом деле.

На встрече участники выразили свою обеспокоенность тем, что если экономический кризис действительно наступит, то социальных денежных фондов при церквях окажется недостаточно. Участники предложили идею создания церковного Крейгслиста (газеты электронных объявлений) для того, чтобы члены церкви могли заявить о своей готовности предоставлять собственные машины или комнаты в пользование нуждающимся семьям. Другие же предложили перекопать церковные лужайки, чтобы сделать вместо них огороды для общины. К счастью, когда начался кризис, некоторые церкви уже с успехом применяли эти две идеи и были готовы проявить Божье сострадание в своих городах. Однако нужда безработных и тех, кто потерял свои дома, все еще превышала возможность церквей ее восполнить.

По всему миру люди с малым достатком были разорены вследствие спада производства. Кроме того, изменение климата резко увеличило число природных катаклизмов, которые каждый год разрушают дома и средства к существованию все большего количества людей. Прошлой осенью Тимати Костелло, главный исполнительный директор World Vision Australia сказал, что организации придется увеличить свой бюджет в четыре-пять раз для того, чтобы помочь в борьбе с последствиями природных катастроф.

В то время как Ассоциация Мастед Сид пыталась побудить церкви увеличить материальную помощь пострадавшим от рецессии, как на местном уровне, так и в глобальном масштабе, мы пытались подтолкнуть христиан к дискуссии о причинах экономического кризиса. Мы постарались указать на то, что наихудшая рецессия за 70 лет была вызвана не только алчностью обитателей Уолл-стрит (верхов), но и чрезмерным потребительством жителей Мейн-стрит (всего населения).

Многие люди из среднего класса, включая посвященных христиан, тратили больше, чем могли заработать, что было заведомо нежизнеспособной позицией. Я убежден, что обольщение мировой коммерции побуждало многих жить не по средствам. Поэтому многие были уверены, что имеют право вести расточительный образ жизни независимо от того, могут они себе это позволить, или нет.

Подготовка наших учащихся к будущему

Мастед Сид пытается помочь подготовится к быстро изменяющемуся будущему не только церквям, но также и школам, их ученикам и студентам. Когда мы посещаем христианские колледжи, мы всегда задаем педагогам и студентам вопрос: «Есть ли жизнь после колледжа?» За последние 10 месяцев мы посетили три христианских колледжа, рассказывая о некоторых проблемах, с которыми может столкнуться новое поколение студентов.

Во всех трех колледжах мы увидели, что студентов практически не готовят к жизни и служению Богу в мире, существенно отличающемся от мира учебных аудиторий, профессоров и родителей. Например, мы узнали, что студентам практически не помогают рассматривать другие возможности после выпуска на случай, если они не смогут найти работу по специальности на рынке труда в период после рецессии.

Мы предложили студентам обдумать и обсудить новые возможности относительно их жизни после выпуска. Их идеи включали всё: от создания новых форм общего жилья (для удешевления проживания, для укрепления чувства принадлежности к обществу и т.д.) до поиска новых способов помощи безработным и бедным.

Прошлой осенью Ассоциация Мастед Сид работала с педагогами-меннонитами, которые преподавали в христианских школах по всей территории Соединенных Штатов. Нас поразило то, что многие менонитские школы знакомили учащихся с новыми сложными проблемами, могущими возникнуть в будущем, начиная от последствий изменения климата до вероятного продовольственного кризиса, с которым уже сталкиваются бедные люди по всему миру.

Но, опять же, мы увидели, что в наших начальных и средних школах практически  ничего не делается для того, чтобы помочь ученикам переосмыслить способы жизни в этом быстро меняющемся мире. Я призываю всех педагогов сделать все возможное для того, чтобы ознакомить учащихся с основными проблемами, с которыми они неизбежно столкнутся за стенами школы и помочь им осмыслить новый образ жизни и способы служения Богу в беспокойные времена.

 

Жизнь в новой реальности

В этой статье я хочу сосредоточиться на одной из основных проблем, стоящих перед всеми нами: на нестабильности и стремительной изменчивости мировой экономики. Особенно тревожит то, что в прошлом экономика работала для молодых людей выгоднее, чем сейчас.

Например, ученики, которые планируют учиться в вузе, должны осознавать, что стоимость высшего образования, скорее всего, будет продолжать расти в ближайшие 10-15 лет – что непосильно для большей части молодежи низшего и среднего класса. Недавние выпускники вузов несут более значительную долговую нагрузку по сравнению с предыдущим поколением, и все показатели свидетельствуют о тенденции дальнейшего увеличения стоимости расходов на обучение. Основной причиной этого является то, что стоимость высшего образования растет гораздо быстрее, чем семейные доходы. В период между 1982 и 2007 годом стоимость образования в вузах возросла на 439 %, в то время как доход средней семьи возрос лишь на 147 % (данные Национального центра общественной политики и высшего образования 2008 года, 8).

Проиллюстрирую эту перемену на примере из личного опыта. Когда я окончил небольшой христианский колледж в Орегоне 50 лет назад, расходы на проживание, питание, обучение, оплату услуг и приобретение учебников составляли 700 долларов в год. Летом я работал дворником в районе залива Сан-Франциско, благодаря чему мог покрыть всю необходимую сумму, и еще немного денег оставалось в запасе.

В прошедшие 50 лет оплата летней работы увеличилась в 7 раз, а средняя стоимость образования в частном вузе достигла более 35000 долларов в год, то есть  стала в 50 раз большей, чем платило мое поколение. Сегодняшние студенты скажут вам, что оплата летней работы не сможет покрыть и наименьшую часть стоимости образования в частном вузе.

Частью этой проблемы является то, что вузы, в том числе и христианские, ведут борьбу за конкурентоспособность. Они считают, что необходимо строить все более роскошные общежития и расширять ассортимент продуктов питания для того, чтобы конкурировать на рынке. Конечно, все это ведет к росту затрат вуза и вгоняет в долги студентов. К тому же, как только мы вышли из рецессии, вузы, как частные, так и государственные, значительно повысили стоимость обучения.

Что могут сделать педагоги для того, чтобы помочь учащимся наших школ подготовиться к этой экономической проблеме? Во-первых, вы можете поговорить как с учащимися, так и с их родителями о том, чтобы они подумали об увеличении сбережений на дальнейшую учебу. Вы также можете помочь им рассмотреть разные варианты сокращения расходов. Например, в некоторых штатах ученики, еще учась в школе, могут пройти курс изучения некоторых предметов в вузе. Это позволяет им впоследствии сократить для себя четырехлетнее обучение на год или два - а значит, уменьшить расходы на образование. Также возрастает число менее дорогих дистанционных образовательных центров. 

Вы также можете поощрять учеников, заинтересованных в христианском образовании, искать возможности к обучению за пределами своей страны.

 

Пересмотр своих ожиданий

Дональд Пек, один из авторов журнала “Атлантик”, отмечает, что большинство представителей поколения Миленниума (“Поколения Y”) начинают свою жизнь с совершенно нереалистичными экономическими надеждами. Пек утверждает, что многие совершеннолетние молодые люди верят, что их доходы на самом деле будут превышать их вероятные расходы, так как они окончили гимназию или вуз. Однако практика показывает, что огромное количество выпускников возвращается домой и живет со своими родителями, потому что не в состоянии ни содержать себя материально, ни выплачивать долги за учебу (2010 год).

Многие студенты, выпускающиеся с нереалистичными экономическими ожиданиями, выросли в богатых семьях. Практически никто им не говорит, что большинство из них принадлежит к тому поколению, которое вряд ли превысит экономический уровень жизни поколения своих родителей. Уже сейчас очевидно, что многие молодые представители поколения Миленниума (Поколения Y) никогда не смогут купить дом в тех районах, где они выросли.

Давайте опять обратимся к моему прошлому. Свой первый дом я купил в 1963 году в Портленде, штат Орегон, сразу после окончания вуза. В этом доме было четыре спальни, бунгало с большой верандой и недооборудованное подвальное помещение. Пожилая чета полностью восстановила этот дом, добавив на то время очень современную кухню и ванную комнату. Они переделали санузлы и электропроводку, обновили кровлю. Полная стоимость дома составляла 14 500 долларов, и я без труда выплачивал 100 долларов в месяц, имея весьма скромный доход.

В наши дни этот дом в том восстановленном состоянии стоил бы более 700 000 долларов, и большинство молодых пар, даже имея двойной доход, не смогли бы претендовать на кредит. Далее, мало кто из моего поколения когда-либо платил больше 20 процентов своего дохода за аренду или ипотечный кредит. Сейчас же, на удивление, большое количество молодых людей до 40 лет платят от 40 до 50 процентов из двух доходов. Такой большой рост стоимости жилья, произошедший за три поколения, сильно ограничивает способ жизни и служения современных выпускников.

Другими словами, то, что большинство людей, не достигших 40-летнего возраста могут, заработать, недостаточно для их спокойной жизни в связи с постоянно возрастающей стоимостью высшего образования, жилья и медицинской помощи. Единственное, что помогло семьям удержаться в среднем классе в 1980х и 1990х годах - возвращение матерей к работе. Сейчас же нет практически никого, кто бы вернулся к работе — и, более того, зачастую нет работы, к которой можно было бы вернуться.

Итак, вот проблема. По сценарию предписано, что мы все должны жить, хотя бы как наши родители. Однако я встречал очень мало педагогов, которые бы информировали учащихся о росте цен на мечту среднего класса, и которые помогали бы учащимся переосмыслить их нереалистичные надежды, рассмотрев других возможностей.

Я подозреваю, что большинство современной молодежи, как и большинство из поколения их родителей, жизнь не по средствам притягивает потому, что продавцы и маркетологи заставили их поверить в то, что хорошую жизнь можно обрести в бесконечной погоне за бóльшим. Маркетологи становятся все более изощренными в защите информации от молодежи, отслеживая привычки покупателей онлайн и используя, казалось бы, невинные опросы в Интернете. Маркетологи делают ставку на повышенном внимании молодых людей к своей внешности и внешним атрибутам, вызванном проблемой их принятия сверстниками, а также на свое хладнокровие при влиянии на них для того, чтобы они покупали не только продукцию, но и созданный маркетологами образ хорошей жизни.

Поэтому я советую христианским педагогам начать не просто информировать студентов о менее дорогих вариантах жизни, но также помочь им переосмыслить свои представления о том, что на самом деле представляет собой хорошая жизнь и лучшее будущее.

 

Переосмысление понятия «хорошей жизни»

В предыдущем номере журнала «Христианское школьное образование» Мария Кемпбелл напомнила, что «современный мир сталкивается с множеством важных вопросов, таких как война, нищета, голод,  злоупотребления наркотиками и алкоголем, болезни, детская беспризорность, стихийные бедствия, дети-сироты, экономические потрясения и терроризм». Она добавляет: «никогда не рано учить детей доброте, бескорыстию и щедрости» (2008/2009, 10). И она абсолютно права.

Но мы должны делать гораздо большее, а не просто учить детей состраданию. Мы должны помочь им осознать, что сострадание находится в самом центре библейского понятия хорошей жизни. Писание учит, что мы не найдем счастья, добиваясь его. Однако слишком много людей в определении понятия хорошей жизни находится под влиянием мировой коммерции и роста потребления, в условиях постоянно возрастающего уровня экономической выгоды. В своем парадоксальном учении Христос ясно говорит, что Божью хорошую жизнь мы находим не путем поиска жизни, а лишь отдавая свою жизнь в служении Богу и другим.

Моя жена Кристина возглавляла медицинское служение на христианском корабле-больнице «Анастасис». Она сообщает, что пяти-шестилетние дети, которые жили на корабле вместе со своими родителями-сотрудниками, часто брали с собой в больницу игрушки, чтобы поделиться ими с детьми из Ганы и Кении, которым предстояла операция. Когда этим сострадательным детям исполнилось по 10-11 лет, они вызвались помочь со скринингом на больничном корабле. Многие из них впоследствии посетили нас, уже будучи постарше. Все те ребята, с которыми мы поддерживаем связь, успешно работают в сфере служения людям. Богатая жизнь никогда не соблазняла их, потому что они еще в детском возрасте узнали, что Божья хорошая жизнь — это та жизнь, которая отдается другим.

Как только вы поможете учащимся переосмыслить их понятия о хорошей жизни - помогите им рассмотреть различные варианты жилья с тем, чтобы снизить затраты, увеличить чувство общинности (принадлежности к общине) и оказать влияние на мир. Например, две молодые пары в Колорадо вместе купили двухэтажный дом, и каждой из них принадлежал один этаж. Такая тактика значительно снизила стоимость жилья для каждой пары. Они также сумели создать для себя чувство общности и смогли жить ближе к вузу, в котором несли служение.

Одни наши друзья организовали в Бремертоне (штат Вашингтон) христианскую общину Вартимея для совместного проживания. Поселение состоит из 25 домиков, расположенных на семи акрах. Дома расположены близко друг к другу, а машины паркуют по периметру. Вместо задних двориков сделали детские площадки и огороды. Жители собираются вместе для приемов пищи несколько раз в неделю. Это - и менее дорогой, и более устойчивый способ жизни.

Мы должны помочь учащимся изучить широкий спектр вариантов жилья, а также новые формы управления жизнью и ученичества, которые отображают их библейские ценности. В моей книге «Новые заговорщики» я описываю, как молодые миссионеры-новаторы призывают нас к подлинной, жизненной вере. Они утверждают, что одной интеллектуальной ортодоксии недостаточно, убедительно доказывая, что Писание также призывает нас к «ортопраксии» - то есть, подкреплять слова делом (Сайн, 2008, 40).

В 2006 году группа христиан в Бостоне создала организацию «Лазарь у ворот», центральной идеей которой стало совершенно иное понятие о хорошей жизни. Оно основано на четырех обязательствах: тратить радостно, тратить справедливо, тратить меньше и давать больше. Первая группа, состоявшая из 14 человек, в первый же год помогла друг другу сэкономить 40 000 долларов. Эту сумму они отдали организациям, которые ведут борьбу с нищетой по всему миру (VanderPol, Nagasawa, Anderson, 2008, 3-4). 12-недельный курс, проводимый «Лазарем у ворот» может быть адаптирован к преподаванию в христианских школах для того, чтобы помочь учащимся переосмыслить свою жизнь.

Лонч (Launch) является уникальным служением миссии Йуз Анлимитед (“Молодежь без границ”, подразделение миссии “Молодежь для Христа”, Торонто), которое приглашает к сотрудничеству всех молодых людей от 14 до 22 лет, имеющих идеи о том, как влиять на мир локально и глобально. Если сотрудники Лонча считают, что идея жизнеспособна, они ставят молодого человека консультантом, который будет помогать другим в развитии начального плана. Я бы очень хотел увидеть подобные программы в каждой христианской школе для того, чтобы зажечь в учащихся сострадание и воображение.

Когда Теодору Уэббу было 19 лет, он поехал в краткосрочную поездку в Африку для того, чтобы посетить там миссии. Находясь там, он увидел, что люди ходили пешком на достаточно длинные расстояния, так как в тех краях не было никакого транспорта. Вернувшись в Канаду, Теодор собрал 180 старых велосипедов, починил их и отправил кораблем в Малави. Это стало началом канадской некоммерческой организации «Африцикл», помогающей улучшить качество жизни людей в Африке. Не будет ли это подарком церкви и миру, если мы, педагоги, не только уведомим учащихся о тех проблемах, с которыми они столкнутся после выпуска, но также поможем им изыскать совершенно новые способы влияния на мир — способы, которые отображают Божьи цели для мира и людей?

Том Сайн, доктор философии,

живет с женой в христианской общине Мастед Сид в Сиэтле. Работал педагогом и социальным работником; в настоящее время преподает в Теологической семинарии Фуллера, а также несет служение в Ассоциации Мастед Сид.

 

Ссылки

Campbell, Mary. 2008/2009. World concerns and Christian schools. Christian School Education 12, no. 4:10–11.

National Center for Public Policy and Higher Education. 2008. Measuring up 2008. San Jose, CA: National Center for Public Policy and Higher Education.

Peck, Don. 2010. How a new jobless era will transform America. Atlantic, March.

Sine, Tom. 2008. The new conspirators: Creating the future one mustard seed at a time. Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

VanderPol, Gary; Mako Nagasawa; and Rachel Anderson. 2008. Lazarus at the gate: An economic discipleship guide. Boston: Boston Faith and Justice Network.

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5