Перевод Ольги Карпиной

Редакия Елены Мокренчук

«Как же выглядит вся картина в целом?» думает Брюс, преподаватель математики и библейских уроков в девятом классе. – Миссия, стандарты, задачи, педагогические стратегии, контрольные оценивания… Если бы я мог увидеть, как сложить все эти пазлы вместе, я бы смог более эффективно осуществлять нашу миссию».

«Миссия и цели – это все-таки одно и то же, или нет?» – в отчаянии размышляет Ким, учительница четвертого класса. Она только что побывала на педсовете и поняла, что совершенно запуталась в значении новых терминов, которые там звучали. «Нас ведут в хорошем направлении. Только хорошо бы вначале договориться о терминах – а то мы так и будем говорить на разных языках».

«Учителя должны увидеть, что наша усовершенствованная учебная программа очень полезна! – размышляет Сьюзан, завуч по учебной части. – Стандарты сформулированы и разъяснены. Педагоги, должно быть, теперь яснее понимают, как помочь ученикам писать намного лучше и грамотнее. Я могу проверить и увидеть, выльется ли использование обновленной программы в усовершенствование навыков письма у школьников. Но мне не совсем ясна связь между стандартами обучения родной письменной речи и нашей общешкольной задачей развития коммуникации – вот что я действительно хотела бы проверить. Существует ли способ определить, насколько ученики успешны в отношении наших школьных целей?»

Брюс, Ким и Сьюзан – учителя христианской школы, усердно поддерживающие школьную миссию. Подобно другим педагогам, они хотят знать, какой вклад вносит их преподавание и работа над учебной программой в осуществление данной миссии.

Существует ли структура учебной программы, которая может помочь им?

Да! Назовем ее условно «мозаичной» структурой, потому что она, словно из пазлов, состоит из нескольких необходимых ключевых компонентов. Как только один из них выпадает, картина становится неполной. Вот эти компоненты:

  1. Миссия
  2. Цели
  3. Стандарты
  4. Анализ (оценивание)
  5. Педагогические стратегии
  6. Обучение детей

 

  1. Миссия: Формулировка школьной миссии – это утверждение из 15-20 слов, дающее определение школы, ее цели и, возможно, ее целевой аудитории. Эффективная формулировка миссии должна легко читаться. Она должна быстро и без труда запоминаться наизусть сотрудниками школы, родителями и учениками. Например: «Христианская академия в Японии – школа для детей миссионеров; мы готовим учеников, влияющих на мир во славу Христа».

Чтобы еще больше акцентировать внимание на миссии:

– обсуждайте ее на каждом рабочем совещании;

– указывайте ее во всех публикациях и на своем веб-сайте;

– разместите ее на видном месте в вашем кабинете;

– акцентируйте внимание учителей на том, что их приняли на работу, чтобы они помогли ученикам реализовать эту миссию.

  1. Цели (их также называют ожидаемыми результатами учащихся, общешкольными задачами или ожидаемыми результатами учебного процесса): общешкольные задачи, определяющие вашу школьную миссию в рамках измеримых показателей обучения школьников. Цели определяют, чего именно учитель должен помочь детям достичь, чтобы учащиеся осуществили миссию школы. Напишите цели простым, понятным ученикам языком. Примером общешкольной цели может быть следующее: «Выражайте мысли содержательно, ясно и культурно».

Чтобы усилить акцент на общешкольных целях (следовательно, и на миссии), регулярно просите педагогов на рабочих совещаниях делиться результатами контрольных работ учеников и пояснять, каких школьных целей касаются эти оценивания.

  1. Стандарты определяют, чего ученики должны достичь в рамках конкретного предмета, чтобы осуществить ваши общешкольные цели (и, следовательно, вашу миссию). Христианские учебные заведения имеют дополнительные общешкольные цели, не связанные со стандартами светских организаций. Поэтому вашей школе понадобится установить свои собственные стандарты или видоизменить некоторые из светских норм таким образом, чтобы в каждой предметной сфере они сочетались с соответствующими общешкольными целями. Информацию о светских стандартах можно получить, обратившись в профессиональные организации учителей и государственные органы образования. МАХШ также имеет свой список стандартов.

Как же выглядит стандарт в конкретной учебной сфере? Если ваша общешкольная цель гласит: «Выражайте мысли содержательно, ясно и культурно», то стандарт в изучении родного языка может быть таким: «Пишите тексты ясно и целенаправленно».

  1. Контрольные задания – способ, с помощью которого можно выяснить, достигают ли ученики стандартов (и, следовательно, общешкольных целей и миссии). Оценивание всегда соответствует установленным стандартам. Оно должно больше опираться на факты, выявляя уровень действительных знаний учащихся при помощи письменных и лабораторных работ, проектов, устных докладов и обсуждений – а не тестов с несколькими вариантами ответов или заполнения пробелов в текстах заданий.

Например, контрольным заданием для старшеклассников после изучения большого раздела может быть следующее: «Напишите убедительную заметку в 1500 слов для школьной газеты, используя библейский взгляд и данные современных исследований для анализа какой-либо глобальной проблемы; оцените ответы, которые дает на этот вопрос современное общество и определите наиболее эффективное решение в данной сфере».

Проследите, чтобы перед изученим того или иного раздела ваши преподаватели разработали надежное контрольное задание для оценивания знаний учащихся и проанализировали его при помощи коллег. Прежде чем ученики начнут выполнять конкретное контрольное задание по разделу, учителя должны пояснить им критерии выставления оценок, желательно составленные всем коллективом преподавателей школы или параллели классов.

Преподаватели используют данные критерии для оценивания контрольных заданий и при проверке ученических работ отмечают их соответствие указанным категориям. Таким образом осуществляется обратная связь с учениками и их родителями по поводу достижения стандартов.

Учителя и/или дирекция школы собирают и анализируют данные успеваемости учащихся по по определенным параметрам (критериям), чтобы определить, сколько учащихся достигли соответствия тому или иному стандарту (и, следовательно, той или иной общешкольной цели). Собрав и проанализировав достаточное количество данных, вы сможете установить базовые показатели по достижению общешкольных целей (и, следовательно, осуществлению миссии).

  1. Педагогические стратегии – это инструменты, с помощью которых преподаватели готовят учащихся к оцениванию и выполнению контрольных заданий. Например, когда ученики готовятся написать сочинение на 1500 слов о какой-либо глобальной проблеме, они имеют возможность неоднократно обсудить свои исследования и идеи в малых группах, прежде чем написать первые наброски и черновики.

Чтобы стимулировать использование эффективных педагогических стратегий, попросите коллективы учителей-предметников принять одну или две стратегии обучения, которые они будут использовать для подготовки учащихся к тем или иным контрольным заданиям. Например, кафедра языка и литературы может взять на вооружение методику обсуждения в малых группах и схему последовательности написания сочинений при выполнении творческих работ.

  1. Обучение школьников: в классе учителя учат детей – а не преподают содержание курса. Учителя помогают учащимся подготовиться к оцениванию, чтобы школьники могли наилучшим образом продемонстрировать достижение стандартов, следовательно, школьных целей и миссии. По мере того, как педагоги выполняют эту задачу, они отслеживают прогресс в обучении учащихся и адаптируют уроки к их учебным потребностям.

Соединяя детали большой картины образования, устанавливая общую терминологию и предоставляя данные об успеваемости учащихся в отношении общешкольных задач, мозаичная структура учебной программы сможет помочь как педагогам, так и их ученикам совместно достичь школьной миссии.

Миссия

1. Могут ли ваши учителя процитировать наизусть миссию школы?

2. В какой мере ваши педагоги понимают, что их работа состоит в том, чтобы помочь ученикам осуществить данную миссию?

Цели

3. Определяют ли ваши общешкольные цели степень осуществления вашей миссии в измеримых аспектах обучения учеников?

4. Понимают ли ваши учителя и учащиеся, что означает каждая общешкольная цель?

Стандарты

5. Определяют ли стандарты вашей команды учителей-предметников, чего именно школьники должны достичь в рамках данного предмета(с целью осуществления общешкольных целей?

Контрольное оценивание

6. Очевидно ли, что ваши контрольные оценивания опираются на стандарты?

7. Дают ли ваши педагоги ученикам критерии оценивания прежде, чем дети приступают к выполнению контрольных заданий?

8. Используете ли вы результаты оценивания для того, чтобы определить, каковы успехи учащихся в достижении общешкольных целей?

Педагогические стратегии

9. Преподают ли ваши учителя согласно требованиям предстоящего оценивания?

Обучение детей

10. Ваши преподаватели считают, что учат детей осуществлять миссию – или полагают, что они преподают содержание предмета?

 

Сделайте свою мозаичную структуру умнее!

В то время как мозаичная структура помогает определить, что означает миссия в контексте обучения детей, школам необходимо обозначить уровень преподавания, необходимый для достижения данной миссии. Для этого школы могут осуществлять целеполагание по так называемой методике S.M.A.R.T., широко известной в психологии бизнеса (в англ. smart - «умный»). «Умная» цель всегда будет являться:

  • конкретной;
  • измеримой;
  • достижимой;
  • значимой;
  • регламентированной по времени.

Пример: мы ожидаем, что в 2007-2008 учебном году с баллов, выставленных на основании контрольной работы, выполненной по итогам второго семестра, 90 процентов старшеклассников наберут выше среднего балла по всем 17 общешкольным целям.

Внимание! Марш! Приготовсь! Устанавливайте «умную» цель на пути к осуществлению миссии

Вы настроены!

Вы собираетесь пробежать кросс на 10 км. Вы находитесь на подходящем забеге, на соответствующей беговой дорожке и в нужное время. Вы усердно тренировались и готовы продемонстрировать всем свое умение.

Однако что-то кажется вам странным. Вы вдруг замечаете, что вы совершенно одни: нет никого из других бегунов рядом; нет судьи, который должен подать сигнал к началу забега; нет таймера, нет зрителей – только вы! И вдобавок ко всему вы вспоминаете, что даже не знаете нормативов – в какое время должны уложиться, чтобы получить соответствующую квалификацию.

От этого вам не по себе, но вы решаете сосредоточиться на главном: вам нужно пробежать 25 раз вокруг стадиона. Приготовившись, вы начинаете свой длинный забег. Пересекая, наконец, финишную линию, вы чувствуете себя отменно и вполне довольны собой, но вы так и не узнали, за сколько времени вы пробежали дистанцию и достаточно ли этого для получения квалификации. Вот так разочарование! Еще до начала тренировок (и уж, конечно, до начала забега), вам, несомненно, нужно было надеть наручные часы и узнать, каковы временные нормативы.

Чувствовали ли вы себя когда-либо подобным образом в конце учебного года? В августе вы были готовы. Вы приготовились помогать своей христианской школе достойно выполнить свою миссию в этом учебном году. Где-то на заднем плане у вас мелькала мысль о том, что хорошо бы сперва узнать, каким должен быть уровень обучения, чтобы школа успешно достигла заявленной миссии. Но узнать было негде, и от этого вам было как-то не по себе, потому вы сосредоточились на том, в чем твердо уверены: оказании помощи учителям, помогающим детям научиться любить Бога, ближних и все Господне творение. Это всегда хорошо.

По окончании года вы чувствовали себя отменно и были вполне довольны собой – но вы так и не узнали, достигли ли вы миссии, и считается ли то, что происходило в этом году в школе, осуществлением поставленных перед школой целей. И тогда вы подумали: «Надо бы заняться этим. Мы идем в верном направлении, и мы могли бы даже еще больше сфокусироваться на достижении своей миссии, если бы у нас были более конкретные цели. Итак, что мне теперь нужно сделать?»

Что делать? Используйте методику «Внимание! Марш! Приготовсь!» – но не путайте ее с командой «На старт! Внимание! Марш!».

Внимание!

Настраивайтесь быстро. Начинайте настраиваться этой весной, и заканчивайте к концу первой четверти. Обсуждайте с коллегами, каковы преимущества четкого знания того, в чем заключается осуществление миссии, и время от времени пересматривайте свои общешкольные цели (также известные как ожидаемые результаты учащихся, общешкольные задачи или ожидаемые результаты обучения школьников), чтобы убедиться, что они измеримы.

Затем разработайте свою «умную» цель. Совместно с коллективом определите, в какой мере учащиеся должны преуспеть в осуществлении вашей миссии, т.е. «90 процентов старшеклассников наберут выше среднего балла». Среди всего прочего, определите средний балл среднестатистического учащегося вашей школы; процент ваших выпускников, продолжающих обучение в вузах, и зафиксируйте полученные учащимися баллы стандартизированных тестов (результатов независимого тестирования и оценивания по школьным предметам, засчитывающихся в качестве институтского курса и т.д.). Достигните согласия в определении первоочередной задачи и затем определите сроки ее выполнения. Я рекомендую устанавливать конечные сроки примерно на три года вперед с того дня, когда вы приступили к осуществлению данной конкретной задачи.

Наконец, определите источник данных об успеваемости школьников («контрольная работа, выполненная по итогам второго семестра»). Этот последний шаг может осложниться тем, что в него входит внедрение системы общешкольного оценивания, предосталяющей данные об успеваемости в соответствии с вашими общешкольными целями.

Попросите учителей-предметников, преподающих в параллелях, выбрать одно оценивание из следующего списка (желательно то, которое они уже используют): групповая работа, контрольный тест, обсуждение, лабораторная работа, публичное выступление, проект, социальная работа, изготовление модели или макета, письменная работа.

Например, кабинет языка и литературы мог бы выбрать написание сочинений, преподаватели Библейских курсов – тестирование или заучивание стихов наизусть, отделение музыки и пения – публичное выступление (концерты), учителя рисования – художественные проекты. Принимая во внимание большое количество предметов, преподаваемых учителями младших классов, я предлагаю этому отделению начать заучивания наизусть библейских стихов, контрольных работы по математике, написания диктантов и проверки чтения.  

Затем попросите, чтобы каждая группа предметников разработала контрольные задания строго на основании имеющихся стандартов, чтобы они оценивались в соответствии с основанными на стандартах категориями. Предоставьте им определенный шаблон или образец, несколько примеров контрольных оцениваний и стандартных категорий, а также выделите время для совместной работы учителей.

Пока преподаватели будут работать над созданием контрольных заданий и категорий, сопоставьте стандарты каждой группы предметников с общешкольной целью. Рассмотрите это сопоставление с педагогами каждой кафедры в отдельности и, если необходимо, внесите изменения.

Марш!

Продвигайтесь быстро!

Вперед, за дело! – даже если вы не успели закончить все контрольные задания.

Вперед, за дело! – даже если вы не успели закончить работу над всеми категориями.

Если вы потратите слишком много времени на подготовку, у вас не хватит его на сам марш-бросок!

На протяжении второй и третьей учебной четверти попросите учителей давать контрольные задания, созданные всем коллективом предметников; используйте выработанные категории для оценивания работ и подсчитывайте данные успеваемости, чтобы определить количество учеников, достигающих стандарта, превосходящих его или обучающихся ниже уровня, указанного в стандартах, по каждой категории оценивания. Учителя могут анализировать итоги успеваемости вручную или при помощи электронных таблиц. Если вы используете электронные таблицы, постарайтесь включить туда графики, чтобы учителям было легче отслеживать визуально успеваемость своих учеников.

Когда педагоги представляют на рассмотрение коллектива данные оценивания по своим предметным группам, предложите им проанализировать вместе с вами успеваемость учеников и подумать над тем, насколько «умно» поставлены цели и сформулирована миссия. Это займет много времени, но каждая уделенная анализу минута обернется большими дивидендами.

Пока учителя подсчитывают итоги успеваемости по предметным группам, попросите кого-нибудь, кто хорошо разбирается в компьютерах, установить на школьных компьютерах электронные таблицы или базы данных для того, чтобы можно было легко просматривать данные оцениваний, включая количество учащихся, соответствующих намеченным стандартам, превышающих их и показывающих недостаточный уровень успеваемости. Когда ваши общешкольные цели и стандарты по каждой предметной сфере будут оптимизированы в единой системе измерения, данные из оценочных категорий покажут результаты осуществления общешкольных целей. Проанализируйте эти данные, чтобы определить, сколько учащихся достигают и превосходят стандарты, а сколько не дотягивают до них по каждой общешкольной цели.

Приготовсь!

На протяжении четвертой четверти запишите на бумаге свои успехи в достижении «умной цели» (составленной по методике S.M.A.R.T.): перечислите контрольные задания и категории оценивания, использованные учителями, количество учащихся, достигающих, превосходящих и не дотягивающих до стандартов по каждой общешкольной задаче. Раздайте по экземпляру этого документа членам каждой группы предметников и назначьте им время для совместного обсуждения этих данных. Попросите их побеседовать о проведенных ими контрольных работах, категориях оценивания и о данных успеваемости школьников. Закончив обсуждения в группах, попросите представителя каждой группы поделиться результатами своих дискуссий со всем педколлективом.

Затем совместно установите цели на следующий учебный год. Возможные варианты таких целей приведены ниже:

  1. Собрать полный комплект исходных данных относительно школьных целей и результаты оценивания по каждому предмету в отдельности, учитывая, что у нас уже собраны данные по 50 процентам наших общешкольных целей.
  2. Вводить по одному оцениванию в год для каждой предметной сферы средней школы за трехлетний период. Эта вполне осуществимая цель означает признание того факта, что учителям нужно время, чтобы усовершенствовать и отладить оценивания и категории прошедшего года, а затем еще время для разработки новых оцениваний и категорий.
  3. Упростить категории оценивания, чтобы сократить время выставления оценок. Наши учителя признавались, что иногда им требуется от 30 до 60 минут для обработки данных каждого отдельного ученика. Это слишком много.

Теперь представьте, что могло бы произойти, если бы вы использовали методику «Внимание! Марш! Приготовсь!»

В августе вы уже готовы. Вы подготовились к тому, чтобы помочь христианской школе осуществить свою миссию на этот учебный год. Вы сосредоточены на том, чтобы помочь вашим учителям и учащимся достичь умно поставленной цели, а ваши педагоги подготовлены к тому, чтобы применить на практике одно оценивание и одну категорию критериев.

На протяжении года ученики подтверждают, что категории оценивания предоставляют им четкую информацию об ожиданиях и дают полезную обратную связь. Вы беседуете с учителями отом, насколько учащиеся успешны в выполнении контрольных заданий и в осуществлении общешкольных задач в целом.

По окончанию учебного года вы чувствуете себя замечательно! Хотя вы и не достигли своей «умной» цели (по методике S.M.A.R.T.), но вы уже предприняли конкретные шаги по направлению к ее выполнению и осуществлению вашей миссии.

На совещании ваш коллектив обсуждает общие данные успеваемости по общешкольным задачам и устанавливает следующие шаги к достижению «умной» цели. Когда совещание заканчивается, вы видите на лицах присутствующих улыбки ободрения.

Вы думаете: «Мы движемся в правильном направлении, мы больше сосредоточены теперь на том, как помочь нашим ученикам осуществить нашу общую миссию, и мы знаем, что делать дальше. Мы установили задачи – и следующей осенью мы будем готовы к новому старту!»

Семь вопросов для размышления об использовании методики «Внимание! Марш! Приготовсь!»:

 

 

Внимание!

1. Каким объемом знаний должны овладеть учащиеся, чтобы достичь школьной миссии?

2. Поможет ли вам разработка «умной» цели (S.M.A.R.T.) определить уровень достижения общешкольных задач, которые вам необходимо выполнить для осуществления миссии?

3. Синхронизировали ли вы стандарты каждой группы предметников с одной общешкольной задачей?

4. Используют ли предметные группы школы контрольные задания и категории оценивания, основанные на стандартах?

Марш!

5. Беседуете ли вы со своими учителями о данных успеваемости учащихся, составленных при помощи баллов, согласно категориям оценивания контрольных работ?  

6. Знаете ли вы, сколько ваших учащихся достигают и превосходят стандарты, а сколько учатся ниже стандартов, установленных по каждой общешкольной задаче?

Приготовсь!

7. В какой мере вы опираетесь в своем ежегодном планировании на данные успеваемости учащихся и на повышение выполнения общешкольных задач   (достижении «умной» цели)?

 

Майкл Эссенбург,

координатор учебной части, «Христианская академия в Японии»,

Токио, Япония

 

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5