Перевод Ольги Карпиной

Редакция Елены Мокренчук

Одна из трудностей, с которой сталкиваются многие школы – это разработка учебных материалов для программы по изучению Библии, в особенности для старших классов. В то время как мы говорим о том, что недостаточно слепо следовать учебникам, реальность такова, что большая часть нашей учебной программы в других предметных сферах опирается как раз на рамки курса, очерченного учебными пособиями. Тщательно разработанная серия книг по таким дисциплинам, как родная речь, литература, естествознание, математика и обществоведение, с готовностью предоставляемых как христианскими, так и светскими издательствами, и следование их рамкам, последовательности и планам курса, безусловно, требует от нас меньшего труда, чем составление своих собственных, авторских материалов.

 

В то время как ассортимент качественных печатных пособий для библейских занятий постепенно увеличивается, школам все еще может быть трудно найти такие учебники, которые достаточно хорошо подойдут именно их учебному заведению. Доктринальные несоответствия и использование определенного перевода Библии – вот только две проблемных сферы, которые могут побудить школу отказаться от употребления того или иного опубликованного пособия для проведения своих библейских уроков. Каждой школе нужно разработать конкретный план, в котором она сможет четко сформулировать, чему она хочет научить детей и какие ресурсы помогут ей в достижении намеченных результатов. Это необходимо сделать не только из-за трудностей в подборе готовых материалов: даже если печатные учебные пособия хорошо подходят вашим целям, школе все равно важно определить основные ценности и задачи своей учебной программы.

Лучше всего начать со взгляда в будущее: попытаться определить желаемые результаты обучения, к которым вы будете стремиться. Когда я планирую отправиться в поездку, я понимаю, что мне подойдет не любая дорога вообще. Мне нужно прежде решить, куда именно я собираюсь ехать, а затем выяснить, какая дорога наилучшим образом приведет меня туда. Возможно, федеральная автострада номер 75 – очень хорошая трасса, но она не доставит меня из Лос-Анджелеса в Сиэтл. Задайте себе вопрос: «Что мы хотим, чтобы учащиеся знали, различали и умели делать в результате четырех или шести лет обучения на библейских занятиях в старших классах нашей средней школы?». Подумайте о результатах, которые вы желаете получить в конце своего «пути». Эти желаемые результаты и определят дорогу, по которой вы будете вести свой курс изучения Библии. Документ, приведенный ниже – это пример постановки общих целей (или запланированных результатов), избранных одной конкретной школой. Эти цели больше связаны со знанием и действием, потому формулировка школьной философии в отношении библейских занятий включает в себя крайне важный аспект: учащиеся должны уметь применять на практике то, что они изучили в классе. В частности, там говорится: «Цель курса изучения Библии для старшеклассников – привести ученика к осознанию характера Бога, Его заботы о каждом человеке и требований по отношению к каждому из нас, а также побудить и направить ученика к действию в соответствии с полученным знанием».

Общие задачи Евангельской христианской школы в г. Мадрид, Испания.

Мы хотим, чтобы по окончанию учебы ученик умел:

  1. Последовательно и кратко рассказать о Божьих делах и Его замысле для человечества на протяжении веков:

а. описать течение и последовательность Божьих дел в отношении человечества в Ветхом Завете;

б.  пояснить суть нового Божьего завета с человечеством, описанного в книгах Нового Завета;

в.  указать важнейшие события, а также наиболее значимых людей и движений в развитии христианства с тех времен, как было завершено написание книг Нового Завета.

  1. Продемонстрировать понимание основных библейских доктрин: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос), Святой Дух, Троица, Библия, спасение, грех, человек, пророчество.
  2. Грамотно излагать принципы вероучения и делиться своей верой с другими.
  3. Отстаивать свои убеждения.
  4. Сопоставлять принципы и практики различных религиозных групп с библейским учением.
  5. Разработать стратегию духовного возрастания и достижения зрелости во Христе, включая:

а.  личное и вдумчивое изучение Библии;

б.  практический подход к развитию отношений с Богом с помощью молитвы и размышлений над Божьим Словом;

в.  служение другим (библейское ученичество, наставничество, духовные дары);

г.  подготовка к жизни вдали от дома (т.е. к поступлению в вуз и адаптации к университетской жизни и чужой культуре, особенно для детей, планирующих учиться за рубежом).

  1. Познакомить с библейскими принципы ухаживания, заключения брака и семейной жизни.
  2. Оценивать идеи и мировоззренческие вопросы в свете библейских принципов.
  3. Цитировать наизусть 60 ключевых стихов из Библии, выученных с 7-го по 12-й класс средней школы, а также по 65-80 стихов на каждый школьный год, соответственно изучаемым в этих классах темам.

После того, как вы определили желаемые результаты и составили учебную программу, обозначьте границы и последовательность изучения тем так, чтобы максимально способствовать достижению намеченных целей. Составители программы должны продумать, какие учебные курсы помогут осуществить поставленные задачи, и сколько времени понадобится на изучение каждого курса. К примеру, задачи 1.a и 1.б подразумевают такие учебные занятия, как «Обзор Библии», а задача 1.в может быть выполнена путем изучения истории Церкви. По мере того, как вы прорабатываете задачи и потенциальные учебные дисциплины, вы можете обнаружить, что первоначальный список задач нужно сократить, или что школьные рамки не позволяют уделить каждому библейскому предмету или теме столько времени, сколько вам хотелось бы.

Такой процесс сопоставления учебных курсов с поставленными задачами помогает сохранить фокус внимания на целях, а не на «достойном преподавании» и интересных сферах, которые выходят за рамки важных тем, очерченных группой составителей программы. «Все Писание богодухновенно» (2 Тимофею 3:16), и « все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Римлянам 15:4), но когда мы ограничены во времени, мы должны тщательно отбирать те области, на которых мы сосредоточим свое внимание. Пример того, как задачи могут преобразовываться в список учебных курсов, вы найдете в Таблице 2.

Таблица 2

Уроки Библии, 7 класс — Обзор Ветхого Завета (Задача 1.a).

Уроки Библии, 8 класс — Обзор Нового Завета (3 учебные четверти) и Библейские доктрины (1 четверть) (Задача 1.б и частично задача 2).

Уроки Библии, 9 класс — Личный евангелизм (1 четверть), Сравнительное богословие (2 четверти) и Методы изучения Библии (1 четверть) (Задачи 3, 5 и 6.a).

Уроки Библии, 10 класс — Деяния Апостолов (1 четверть), История Церкви (2 четверти), Миссиология (1 четверть) (Задачи 1.б, 1.в).

Уроки Библии, 11 класс — Послание к Римлянам (доктринальное изучение) (2 четверти), Взгляд на проблемы современности с точки зрения христианства (2 четверти) (Задачи 2 и 8).

Уроки Библии, 12 класс — Апологетика (2 четверти), Библейские принципы взаимоотношений между полами и создания семьи (1 четверть), Практическое христианство (1 четверть) (Задачи 4, 6 и 7).

Как только будут очерчены границы, последовательность и общий план учебных курсов, разработчики учебной программы могут приступить к поиску ресурсов, которые помогут им достичь намеченных целей. Разумеется, это могут быть и учебники, но не упустите из виду альтернативные ресурсы. Например, для изучения предмета «Взгляд на проблемы современности с точки зрения христианства» мы решили обойтись без учебников: вместо этого ученики изучали прессу и использовали другие ресурсы, помогающие понять, в чем заключаются проблемы современности, а затем оценивали современное мышление в свете библейских истин. Представленная в розничной торговле литература, особенно написанные на «популярном уровне» христианские книги, не задуманные авторами как учебники, также могут стать полезными источниками информации.

По завершению этих шагов наступает время для «испытания» составленного плана – то есть для пробного введения его в практику. Начните преподавать согласно этому плану, оценивая в процессе, помогает ли он достичь желаемых результатов. Евангельская христианская школа впервые проделала такое тестирование учебного плана в 1986-м году. Периодические пересмотры программы проводились в 1991-м и в 1996-м годах и привели к внесению некоторых корректировок, но не потребовали каких-либо крупных изменений. Почему? Думаю, потому что поставленные задачи четко соответствовали глобальным целям школы и ее учебного сообщества, а преподаваемые курсы в достаточной степени соответствовали задачам.

Планирование программы по изучению Библии – дело первостепенной важности. Вооруженные планом, мы можем целенаправленно заняться поиском ресурсов для его осуществления, а затем претворить этот план в действие. Результатом всех этих действий должно стать всестороннее, сосредоточенное на целях и значимое библейское обучение.

Заучивание наизусть для долговременного сохранения информации в памяти

Писание неоднократно говорит о том, как важно посвящать усилия и время запоминанию Божьего слова. Одним из примеров этого является Псалом 118:11, где говорится: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою».

Как и у большинства учителей христианских школ, в мои требования к ученикам входит заучивание стихов из Библии в качестве неотъемлемой части библейских занятий. Однако уже в своем раннем опыте преподавания я обнаружила, что учащиеся «вызубривают» стихи, только чтобы сдать зачет, совершенно не заботясь о том, чтобы эти отрывки Писания остались в их памяти надолго. Это обеспокоило меня и побудило задуматься о том, как помочь проникновению Слова Божьего из кратковременной в долговременную память моих учеников. Выводы, к которым я пришла, и мои наработки могут помочь и вам, если вас так же, как и меня, заботит поиск решения этой проблемы.

  1. Уделите время обучению детей методам и технике запоминания наизусть, особенно в начале школьного года. Сделайте акцент на регулярном заучивании стихов из Библии – не зазубривании в последнюю минуту перед уроком, а предложите учащимся посвятить этому вечер накануне опроса или заниматься этим по дороге в школу. Каждую среду я провожу опросы выученных наизусть отрывков, и постоянно напоминаю детям: «Каждый день по пять минут в среду от беды спасут!» Предложите детям сделать небольшие карточки, на которых будут написаны стихи для заучивания. Побуждайте их носить карточки с собой, чтобы проверять себя и освежать стихи в памяти, например, в минуты ожидания в очереди или в транспорте. Еще один способ постоянно иметь перед собой библейские стихи – наклеить стикеры с надписями на зеркало в ванной. В рамки курса «Практическая христианская жизнь» для старших классов входит задача побудить школьников продолжать заучивание отрывков Писания даже после окончания учебы: я поняла, что после шести лет ежедневной практики заучивания стихов из Библии учащиеся уже имеют эту привычку, и, если их сердца открыты и чувствительны, Дух Святой может дать им желание продолжать заучивать Писание. Лично для себя и для своих учащихся я пользуюсь планом из книги «Запоминаем стихи легко» Гэри Фрейзена (Painless Scripture Memory, Garry Freisen, Moody Monthly, October 1981, pp. 16–18).
  2. Задавайте библейские стихи заранее, еще до начала четверти (для учащихся средних и старших классов). Таким образом, они будут знать, что их ожидает и смогут, в идеале, заблаговременно поработать над заучиванием этих стихов – или, по крайней мере, быть морально готовыми к этому.
  3. Включайте в программу каждого урока новые и старые отрывки из Писания. Я не могу предотвратить зазубривание стихов учениками перед самым опросом (даже если я активно осуждаю такую практику), но могу потребовать, чтобы они снова повторили их в последующие недели, и это поможет закреплению выученного. В старших классах типичный опрос включает два новых стиха и два или три на повторение, из изученных ранее. В конце каждой четверти учащиеся должны повторить все новые стихи, выученные за эту четверть (в дополнение к еженедельным закреплениям материала). Все это проводится наряду с письменными опросами в классе каждую неделю, занимающими по 20 минут урока. (Замечу, что выставление оценок за такие тесты потребует определенного времени, и, когда предоставляется возможность, я привлекаю к этой работе родителей, что значительно облегчает мой труд. Однако это помогает и мне самой лучше заучивать стихи – снова и снова прочитывая их во время проверки письменных опросов.)
  4. Попытайтесь способствовать пониманию стихов с учетом контекста. Многие из заучиваемых отрывков Писания вытекают из материала уроков, которые мы проходим в классе. Задавая выучить стих из такой главы или библейской книги, которую класс еще не изучал, я обычно планирую определенные виды работы на уроке с целью убедиться, что учащиеся вполне понимают его значение.
  5. Выберите десять отрывков для запоминания из программы каждого учебного года и определите их как «ключевые стихи». Ученики обязаны твердо знать и помнить ключевые стихи каждого класса до самого окончания школы. Например, в седьмом классе учащийся запомнит и повторит 60 стихов. Десять из них будут «ключевыми», и школьнику придется повторять их снова и снова (для оценочных тестов и опросов) каждый год, до самого выпуска. Таким образом, ученик, посещающий нашу школу в период с 7-го по 12-й класс, выучивает и повторяет 413 стихов, 60 из которых явлются ключевыми.
  6. Вы сами должны служить примером. Если вы задаете учить стихи на память и говорите о важности хранения Божьих слов в наших сердцах, а сами не заучиваете регулярно отрывки из Писания, то вы будете выглядеть пустозвоном и вряд ли окажете на детей положительное влияние.

Должно ли изучение Библии быть строгим академическим курсом?

Какова цель библейских занятий в христианской школе? Духовный или академический фокус они должны иметь? Несомненно, преподавание Библии должно обязательно включать в себя практическое применение. Мы не делаем акцент на том, чтобы просто накапливать знания. (См. Послание Иакова 1:22–25.) Однако все преподавание христианской школы должно включать применение библейских принципов в жизни учащихся.

Применение истин Писания может быть включено в контекст даже строго академических предметов, и я глубоко убеждена, что изучение Библии должно быть настолько же серьезным курсом, как и другие учебные дисциплины, преподаваемые в христианской школе. Почему?

Во-первых, библейские занятия должны быть строго академическим предметом, потому что Библия – это основание всей нашей христианской жизни. Это Божье «учебное пособие». Как человек может основывать свою жизнь на Библии, не зная толком, что она говорит?

Второй аргумент в защиту Библии как строго академического предмета состоит в следующем: это помогает нам показать учащимся значимость и важность Священного Писания. Ученики получают от нас неверное послание, когда их заставляют старательно изучать химию, математику и литературу, а на уроках Библии получить пятерку для них не составляет труда. В своей книге «Дело христианского образования» Ричард Эдлин говорит: «Принижение значимости уроков по изучению Библии неизбежно передает учащимся мысль о том, что Библия – это нечто менее существенное, чем другие школьные предметы. А это самое последнее, к чему нам, как работникам христианской школы хотелось бы прийти» (The Cause of Christian Education, Richard Edlin, page 64).

Да, когда Библия станет требовательным и серьезным предметом, время от времени будут возникать определенные проблемы, которые потребуют от нас трудных решений: например, ученики могут начать относиться к Библии как просто к еще одной академической дисциплине; или, скажем, дочь пастора вдруг станет получать неудовлетворительные оценки на занятиях по Библии. Однако опасности, подстерегающие нас при «кормлении из соски разбавленным молоком» вместо предоставления учащимся «твердой пищи» Божьего Слова, могут быть значительно серьезнее!

Карен Вроббель,

является учебным координатором программы «Дети миссионеров» в Миссии Евангельского альянса (TEAM). Выпускница Библейского института им. Дуайта Муди, имеет от МАХШ сертификат «специалиста по Библии», в течение 10 лет преподает библейские уроки учащимся Евангельской христианской школы в г. Мадрид.

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5