Перевод Ольги Карпиной

Редакция Елены Мокренчук

Возможно, отношение родителей, воспитателей и других взрослых к использованию детьми компьютера должно быть похожим на то, как в некоторых семьях относятся к просмотру телевизора. Когда я была ребенком, мои родители строго регламентировали передачи, которые нам разрешалось смотреть. Я до сих пор помню наши домашние правила:

  • Мы могли смотреть телевизор только один час в неделю.
  • Телевизор, не занимая центрального места в нашей гостиной, все же был расположен так, что каждый член семьи мог видеть или слышать транслируемые программы. Мама почти всегда смотрела телевизор вместе с нами.
  • Мы могли усесться перед телевизором только в том случае, если выполнили свою работу по дому, сделали домашние задания, достаточно поупражнялись на фортепиано и провели время с Господом.
  • Несмотря на то, что мои родители были внимательны к нашим просьбам и учитывали мнение других родителей, нам разрешалось смотреть только детское кукольное шоу «Хауди-Дуди» и комедийный сериал «Я люблю Люси» – и то, если они шли в подходящее время.
  • Мы должны были сидеть на определенном расстоянии от экрана, и в комнате должен был быть включен свет.
  • Мы должны были выключить телевизор, если к нам приходили гости, или если взрослым надо было поговорить.
  • Родители лишали нас привилегии смотреть телевизор, если мы плохо себя вели или проявляли неуважительное отношение к кому-либо.

К счастью, мои родители сами подавали пример правильного отношения к просмотру телевизора и часто говорили с нами о библейских принципах и о том, что нам нужно быть внимательными ко всему, что мы закладываем в свой мозг. Они напоминали о том, как важно уметь мудро распоряжаться временем и понимать важность вечных ценностей. Когда мы стали постарше, мы заучивали стихи из Библии, которые я помню до сих пор:

  • «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).
  • «Старайся представить себя Богу достойным» (2 Тимофея 2:15).
  • «Ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:18).

Наша семья одной из последних в нашем квартале купила телевизор, и была, безусловно, одной из немногих, которые установили правила его просмотра. В некоторых случаях мои родители даже создавали индивидуальные ограничения для каждого ребенка. Сегодня родители и педагоги маленьких детей сталкиваются с такой же необходимостью ограничений в отношении компьютеров.

Рост использования компьютеров дошкольниками

Воспитатели и родители не могут игнорировать факт все большего распространения и развития компьютерных технологий. Данные Национального центра статистики в сфере образования за 2001 год свидетельствуют о том, что 90% детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет пользуются компьютерами, и что 59% из них заходят в Интернет. Знакомство с электронной техникой происходит рано: 75% 5-летних детей уже пользуются компьютером, и 25% из них имеют доступ в Интернет (DeBell and Chapman 2003).

В более свежих исследованиях под названием «Дети и потребительские предпочтения в электронике-III», проведенных Центром разработки новой продукции (NPD Group, 2007), содержится утверждение о том, что средний возраст, в котором дети начинают использовать электронные приспособления, снизился с 8,1 года в 2005-м году до 6,7 лет в 2007-м. Первое знакомство детей с компьютером происходит, в среднем, в возрасте от 4 до 5 лет. Я сама видела рекламу компьютерных программ для 9-месячных малышей! В настоящее время активно продвигается программное обеспечение, специально разработанное для маленьких детей, которое может использоваться малышами, сидящими на руках у родителей.

Вопросы

Этот технологический взрыв вызывает бесконечную вереницу вопросов. В каком возрасте дети должны знакомиться с компьютерами дома и в классе? Мотивируют ли компьютеры детей учиться быстрее и лучше? Должны ли сегодня 5-летние дети проходить обучение компьютерной грамотности, чтобы завтра они смогли получить хорошую работу в нашем высокотехническом обществе? Ведут ли компьютерные технологии к социальной изоляции?

По вполне понятным причинам родители и педагоги испытывают тревогу в отношении потенциальных опасностей – и в то же время всерьез размышляют о преимуществах овладения компьютером для маленьких детей. Страстные приверженцы и категоричные противники использования достижений электроники дошкольниками ведут множество жарких дискуссий на эту тему.

Аргумент/контраргумент: что говорит исследование?

Сторонники компьютеризации желают, чтобы дети воспользовались всеми преимуществами, которые могут принести новые технологии в их развитие и обучение. Поборники использования технического прогресса цитируют исследование, проведенное среди трех- и четырехлетних детей, значительно опережающих сверстников в умственном развитии, имеющих более усовершенствованную я-концепцию и более высокий уровень устной коммуникации и сотрудничества в результате использования компьютера.

Критики раннего знакомства детей с компьютерной техникой обеспокоены снижением темпов физического развития детей, значительными затратами времени и денег, разбросанными во «всемирной паутине» приманками коммерческой политики и утратой детьми собственно детства. Доклад, опубликованный Союзом в защиту детства – организацией, отстаивающей интересы детей (Alliance for Childhood, 2004), утверждает, что компьютеры не подтвердили своего положительного влияния на детей и что они, напротив, могут нанести вред их физическому и умственному развитию.

Сторонники «золотой середины» сосредотачивают внимание на умеренном подходе к использованию компьютеров, рассматривая данный вопрос в рамках индивидуальных потребностей ребенка. Северо-западный образовательный технологический консорциум утверждает, что соответствующим образом используемые технологии «могут стать положительным фактором в процессе детского обучения», но при ознакомлении ребенка с техническими приспособлениями необходимо ответить на два вопроса: соответствует ли развитие ребенка базовым показателям – то есть, насколько сопоставимо то, как данный ребенок развивается и обучается, с темпами развития его сверстников? И второй: принесет ли данная деятельность определенные преимущества ребенку – или она заменит ему некоторые другие, более значимые учебные виды деятельности?» (NETC n.d.).

Если отвечать на данный вопрос реалистично, то придется прийти к принятию определенных решений в отношении компьютерных технологий, так как они становятся неотъемлемым компонентом в жизни большинства детей. Как и во многих других тенденциях, затрагивающих раннее детство, использование технологий приходит в сопровождении целого набора предположений относительно развития и обучения. Это спорная тема. Родителям и учителям потребуется многое исследовать, изучать, использовать собственный опыт и взирать на Бога, ища Его мудрости для принятия решений в отношении каждого конкретного ребенка и каждой отдельно взятой группы детей. Возьму на себя смелость предложить несколько ресурсов, резюмирующих эти проблемные вопросы и рассматривающих реальные факты с позиций некоторых современных англоязычных исследователей:

В книге «Власть играть» (The Power of Play, David Elkind, 2007) детский психолог Дэвид Элкинд посвящает целую главу видеоиграм и графической грамотности, предоставляя педагогам и родителям руководство в использовании электронных средств массовой коммуникации. Он основывает свои рекомендации на индивидуальных различиях детей и принципе возрастного соответствия.

В книге «Неумение построить отношения» (Failure to Connect, Jane M. Healy, 1998) Джейн Хили подробно описывает влияние компьютеров на детские умы. На протяжении 25 лет она была полна энтузиазма относительно возможностей использования компьютера для обучения, но впоследствии изменила свою позицию.

В своей работе «Меньше времени у монитора – больше времени в игре» (Less Screen Time, More Play Time, Edward Miller, 2005) Эдвард Миллер ставит под сомнение тенденцию вводить продвинутые технологии в процесс обучения детей младшего возраста.

Доклад «Золото дураков», опубликованный Союзом в защиту детства, призывает к мораторию на дальнейшее ознакомление маленьких детей с компьютерами, за исключением особых случаев для учеников с различными нарушениями и отклонениями развития. Союз предлагает продлить этот мораторий до того момента, пока не будут проведены более глубокие исследования и введены усовершенствованные стратегии (Fool’s Gold, Cordes and Miller, 2000). В своей недавней публикации под названием «Техтоник» (Tech Tonic, 2004), Союз в защиту детства предлагает 10 принципов для развития компьютерной грамотности.

В своей публикации «Черный ящик в песочнице» Розмари Скил и Грэтхен Стефанкевич (Blackbox in the Sandbox, R. Skeele and G. Stefankiewicz, 2002) опровергают аргументы, выдвинутые в докладе «Золото дураков» и высказываются в поддержку решения использовать компьютерные технологии для маленьких детей. Данная статья приводит аннотированную библиографию интернет-ресурсов для учителей.

В работе «Открытые золотые копи: исследование и курс образовательных технологий – ответ на "Золото дураков"» (Strip Mining for Gold: Research and Policy in Educational Technology—a Response to Fool’s Gold, D. Clements and J. Sarama, 2003) Дуглас Клементс и Джули Сарама подытоживают исследования, очерчивают проблемы, раскрывают свои соображения и опасения по поводу использования компьютеров.

В своей статье «Технологии в дошкольном обучении» (Technology in the Early Childhood Classroom, Elizabeth Hubbell, 2007) Элизабет Хаббелл рассказывает, как девять категорий педагогических стратегий, описанных в книге «Действенное обучение в классе» (Classroom Instruction That Works, Marzano, Pickering, and Pollock 2001), могут помочь в создании значимого учебного опыта, если используются в сочетании с компьютерными технологиями.

Авторы работ «По ту сторону игры» (Beyond Gaming, Hertzog and Klein, 2005) и «Значимые отношения» (Meaningful Connections, Murphy, DePasquale, and McNamara, 2003) приводят примеры того, как они сумели интегрировать компьютерные технологии в учебную программу.

Северо-западная региональная образовательная лаборатория опубликовала брошюру, призывающую найти баланс в использовании технологий. В брошюре делается обзор исследований и возможностей использования компьютеров в учебной программе для дошкольников (Van Scoter, Ellis, and Railsback, 2001. Northwest Regional Educational Laboratory).

Журнал «Дошкольники сегодня» (Early Childhood Today, 1999), задал вопрос: «Должны ли маленькие дети с раннего возраста получать доступ к компьютеру?» сторонникам диаметрально противоположных взглядов: д-ру Дугласу Клементсу и д-ру Джейн Хили. В своем интервью Дуглас Клементс предлагает ряд основополагающих правил по использованию компьютеров детьми, а Джейн Хили поясняет, почему она не рекомендует использовать компьютеры детям в возрасте до 7 лет.

Национальная ассоциация образования дошкольников (National Association for the Education of Young Children, n.d.) представляет детальный меморандум с изложением своей позиции в отношении компьютерных технологий для маленьких детей. Данные рекомендации акцентируют внимание на профессиональном суждении, беспристрастном подходе, сотрудничестве с родителями, профессиональном развитии и дозированном использовании технологий для обучения.

Проект Национальных образовательных технологических стандартов – проводимая в настоящее время работа Международного общества технологий в обучении (ISTE: International Society for Technology in Education). Данные Национальные стандарты были разработаны специально для маленьких детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая вторым классом средней школы (ISTE, 2000).

Несколько онлайн-ресурсов предлагают обзор детских компьютерных программ, включая материалы для дошкольников. Веб-сайт «Обзор детских технологий» (Children’s Technology Review ) содержит доступную для просмотра базу данных (на английском языке) с обзором более 7000 программ, и печатный журнал с платной подпиской. Бесплатный англоязычный сайт-обзор компьютерных программ под названием «SuperKids» http://www.superkids.com также содержит доступную для просмотра базу данных с рейтингом программ по критериям педагогической ценности, привлекательности для детей, удобства для родителей и легкости в использовании. Справочник для покупателей на этом веб-сайте предоставляет информацию о текущих рыночных ценах на версии данных программ для компьютеров систем «Майкрософт» и «Макинтош».

Личные размышления

Если мы собираемся вводить компьютеры в жизнь детей в возрасте до 5 лет – то, на мой взгляд, правила моих родителей в отношении телевизора могут помочь и в использовании компьютеров. Опекунам и воспитателям в своих решениях нужно учитывать уровень индивидуального развития ребенка и его приоритетные стили обучения. Родители и педагоги должны ограничивать для ребенка время использования компьютера, чтобы последний не стал заменой физической активности и не препятствовал социализации ребенка. Ограничения по времени помогут предотвратить вредоносное влияние компьютера на зрение и формирование позвоночника, избежать переутомления запястий и многих других опасностей. Компьютеры дома и в классе должны располагаться так, чтобы взрослые могли с легкостью наблюдать на происходящим на экране или принимать участие в использовании этой техники. Опекуны и воспитатели должны отслеживать содержание компьютерных просмотров, чтобы предотвратить ознакомление детей с неприемлемыми изображениями и информацией, а также онлайн-общения с незнакомцами и потенциально опасными людьми. Родители и работники школы должны регулярно просматривать информационные обзоры в СМИ и умело применять защитные компьютерные программы. Необходимо проводить соответствующее обучение для родителей и учителей в сфере технологий, медиа-грамотности и детского развития, тем самым обеспечивая эффективное и ответственное использование компьютеров детьми. Дисциплина и хорошее поведение должны быть на первом месте. Компьютеры – не няньки и не гувернантки, они не должны заменять общения с другими людьми. Живя в эпоху все более и более возрастающей доступности компьютерных технологий для детей всех возрастов – включая младенцев, малышей ясельного возраста и дошкольников – мы, взрослые, несущие за них ответственность, играем важнейшую и жизненно необходимую роль, мудро направляя и руководя детьми в процессе их пользования компьютерами.  

Программа: Уровень участия ребенка

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Ребенок никак не контролирует происходящее; имеется только один правильный ответ.

Ведение электронных записей

Упражнения и практика

Ребенок имеет некоторую степень контроля над происходящим. Варианты выбора ограничены и определяются другими.

Интерактивные сборники рассказов и иллюстраций

Имитационное моделирование

Содержание устанавливается другими. Ребенок использует информацию по своему усмотрению.

Запрашиваемая пользователем информация; словари, энциклопедии, Интернет

Ребенок управляет компьютером для выражения собственного мышления.

Программы электронной обработки текстов

Графические программы (чертежи, рисование, работа с цветом)

Источник: The Creative Curriculum® for Preschool (p. 477), by D. T. Dodge, L. J. Colker, and C. Heroman, 2002, Washington, DC: Teaching Strategies, Inc. Copyright 2002 by Teaching Strategies, Inc.

 

Констанция Митчелл, доктор педагогики,

замдекана по учебным программам в Международном Колумбийском университете г. Колумбия, штат Южная Каролина. Имеет 40-летний опыт преподавания, является частым лектором на различных мероприятиях Международной ассоциации христианских школ.

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5