Вы сидите в опустевшем после уроков классе и думаете: «Как же мне научить детей библейскому взгляду на жизнь? Может, спросить об этом коллегу Тома? Мишель как-то упомянула о хорошей книге и о семинаре, который проводился в прошлом месяце – может, с ней поговорить? Или лучше всем коллективом разработать специальный учебный план?»

Остановитесь!

Не начинайте с разговоров с коллегами. Погодите с чтением книг и посещением семинаров. И написание учебной программы оставьте на потом. Сперва пересмотрите работы ваших учеников, побеседуйте с их авторами и на основании этого сформулируйте учебные потребности ваших школьников.

Помните, что наша цель – помочь ученикам возрасти в понимании и использовании библейских взглядов, а не самим стать мастерами преподавания библейской точки зрения.

 

Как наилучшим образом помочь ученикам?

Ниже описан пятиступенчатый процесс, который вы можете использовать для того, чтобы стимулировать своих учащихся к лучшему пониманию и применению библейских взглядов:

  1. Сформулируйте проблему и попросите Бога о помощи.
  2. Определите учебные потребности ваших учеников. Проанализируйте работы учащихся. Побеседуйте с ними устно и проведите письменный опрос. Если нужно, посоветуйтесь с родителями и коллегами. Все это делайте ради того, чтобы выбрать одну главную учебную потребность школьников, которой вы и займетесь.
  3. Рассмотрите различные способы восполнения той учебной потребности ваших учеников, на которой вы остановили свой выбор. (См. идеи в пункте «Десять способов помочь учащимся».) Составьте список способов, которыми ее можно было бы восполнить. И только теперь посоветуйтесь с коллегами, поищите литературу, учебные семинары или другую возможность узнать новые варианты помощи ребятам в данном вопросе.
  4. Действуйте. Просто сделайте то, что запланировали! И не забудьте сообщить своим ученикам, что именно вы делаете и для чего.
  5. Оцените результаты. Обсудите их с вашими учениками и коллегами.

Рассмотрим подробнее все, о чем мы говорили выше.

Во-первых, сформулируйте проблему и попросите Бога о помощи. Например, Ким преподает английский язык в 10-х классах школы «Христианская академия в Японии». Она стремится к тому, чтобы все ее ученики искусно применяли библейские взгляды в осмыслении содержания изучаемого предмета, особенно в сочинениях и устных докладах.

Во-вторых, определите учебные потребности ваших учеников. Ким провела письменный опрос класса (см. табличку в конце статьи). Одна из потребностей учащихся существенно превысила рейтинг всех остальных вариантов ответа: 61% учеников указали, что для того, чтобы действительно понимать и использовать библейскую точку зрения, им необходимо связать Библию со своей жизнью, а не только с тем, что они изучают в классе.

В-третьих, рассмотрите различные способы восполнения той учебной потребности ваших учеников, на которой вы остановили свой выбор. Вместе с коллегой Ким разработала контрольное задание по разделу поэзии в рамках своего предмета. Для успешного выполнения задания требовалось, чтобы ученики установили связь между Библией и песнями, которые они слушают. Задание звучало так:

Тексты песен – это стихи. Используя навыки поэтического анализа, которые мы практиковали на уроках, и библейские принципы, о которых мы говорили, напишите критическую статью на 500 слов об одной из своих любимых песен, рассмотрев текст с библейской точки зрения. Поясните смысл, который вкладывал автор в текст песни, опишите литературные и поэтические изобразительные средства, которые он использовал для передачи этого значения; оцените данный смысл с библейской точки зрения и опишите свое собственное отношение к содержанию песни. Не забудьте привести, как минимум, пять цитат из текста данной песни и не менее трех цитат из Библии.

В-четвертых, действуйте! В начале изучения раздела лирики Ким пояснила это контрольное задание, которое собиралась дать в конце, и предложила ученикам придумать примеры возможных песен и записать их названия. Она также объяснила, что разработала такую систему оценивания в ответ на результаты проведенного накануне опроса.

В-пятых, оцените результаты. По окончании изучения учебного раздела школьники написали сочинение. Сдав работы, они заполнили небольшую анкету, состоявшую всего из пяти пунктов. Шестьдесят два процента детей положительно ответили на следующий вопрос: «В какой мере это задание помогло вам понять и использовать библейскую точку зрения?» Их пояснения к ответу были следующими:

  • «Оно очень помогло мне, потому что я обычно никогда не связывал библейские взгляды с чем-то таким личным, как музыка, которую я слушаю, особенно мирская музыка».
  • «Это помогло мне… придраться к словам песни и проанализировать каждую строчку с библейской точки зрения».
  • «Я узнал, как Библия может дать определение всем сторонам жизни, и как она может пояснить все, что угодно, так как Бог создал весь мир, и даже саму жизнь».
  • «Задание позволило мне намного больше задуматься о жизни. Оно не было просто очередным учебным заданием, которое можно выполнить и забыть».
  • «Вы помогли мне увидеть, что люди думают на самом деле, в чем нуждаются и чего в наше время хотят больше всего. А еще – узнать, где в Библии находятся указания на то, как я могу помочь им».

Ким проверила сочинения и осталась довольна результатами, особенно такими отрывками, как:

  • «Эта песня выражает потребность во взаимности в отношениях, а также потребность полностью посвятить свое сердце любимому человеку. Но так как Грейнджер не христианин, он не смог понять самой важной части любви, то есть, Бога».
  • «Этот певец знает, что в его жизни есть проблемы… но он не хочет разбираться с ними и боится перемен. Он прав в том, что ему не под силу сделать это самому, но он не там ищет – помощь в другом месте».
  • «Во всех этих ситуациях намного легче обвинять Бога и упрекать Его в том, что происходит вокруг, вместо того чтобы посмотреть на обстоятельства с другой точки зрения».

Ким говорит: «Использование этого пятиступенчатого процесса оказалось очень полезным и для меня, и для ребят. Проведение опроса дало мне возможность понять, в чем нуждаются мои ученики, а использование результатов анкетирования помогло показать школьникам, что я принимаю во внимание их ответы и реагирую на них соответственно. Я очень довольна результатами такой работы и планирую продолжать делать акцент на библейской точке зрения в обучении».  

В христианских школах ученики должны работать над повышением своего понимания вариантов использования библейских взглядов. Вы можете тоже попробовать применить эту методику.

 

Десять способов помочь учащимся лучше понять библейские взгляды и научиться их применению

Вот список из десяти идей – они соотносятся с вариантами ответов опроса, приведенного в табличке ниже.

  1. Покажите вашим ученикам, что вы цените владение библейской точкой зрения, давая задания, требующие демонстрации понимания библейской позиции и способности использовать ее в своих рассуждениях.
  2. Научите своих учеников трем библейским истинам: например, тому, что все люди сотворены по образу Божьему, что христиане не должны проявлять лицеприятие, и что язык (речь) – это дар от Бога. Напишите эти истины на информационном стенде в классе и постоянно ссылайтесь на них на протяжении учебного года.
  3. Прежде, чем задать детям сочинение, требующее использования библейских взглядов на те или иные вопросы, дайте им прочитать два-три примера сочинений, успешно демонстрирующих библейскую точку зрения.
  4. Регулярно обсуждайте то, как ваша вера помогает вам выбрать содержание, метод оценивания и способы обучения. Например, поясните ученикам, что они будут изучать экологию, потому что Бог повелел нам заботиться о мире, который Он создал.
  5. Поясните ключевые термины: библейский взгляд, интеграция веры и обучения; носитель Божьего образа, храм Святого Духа, мировоззрение.
  6. Используйте интерактивные стратегии обучения, такие как обсуждения и дискуссии.
  7. Задавайте открытые вопросы, возможно, даже философского характера:

○       Где мое место в этом мире?

○       Что не так в этом мире?

○       Как я могу использовать свои дарования для служения Богу и людям?

  1. Выделяйте школьникам время для размышлений в классе. При изучении каждого раздела заставляйте учеников записывать в специальный дневник взаимосвязи, которые можно проследить между их верой и тем, что они изучают.
  2. Давайте задания, которые потребуют от ваших учеников связать содержание изучаемого предмета с их собственными жизнями и с библейской точкой зрения –       например, то, которое использовала Ким в отношении текстов песен.
  3. В каждом учебном разделе давайте детям возможность практиковаться в использовании библейской точки зрения. Предложите им анализ конкретных примеров, выполнение проектов, подготовку устных докладов.

Таблица изучения ответов на вопрос: Что вы думаете о понимании и использовании библейских взглядов в отношении изучаемого материала? (Опрашиваемым были предложены различные варианты ответов.)

 

 

%

Варианты ответа

18% 

Об этом ничего не говорят в моей церкви или у меня дома.

21%

Мне кажется, это не так уж важно.

24%

Мне нужно больше возможностей попрактиковаться в этом.

29%

Я не понимаю, как это.

29%

Я даже слов таких не знаю.

37%

Мне нужно время, чтобы подумать над тем, чему я учусь.

42%

Мои учителя говорят, что они преподают с библейской точки зрения, но я не понимаю, как это выглядит на практике.

47%

Мне нужно самостоятельно обдумать ответы.

58%

Изучать, что говорит Библия, – скучно.

61%

Чтобы на самом деле осознать это, мне нужно связать Библию с моей жизнью, а не только с тем, что я изучаю в классе.

 

 Майкл Эссенбург, магистр гуманитарных наук,

«Христианская академия в Японии», Токио, Япония

 

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5