Везде, где есть дети и игровые площадки, имеет место издевательство и запугивание. Однако современные технологии создают настолько благоприятные возможности для этого негативного явления, что педагоги и родители не могут больше оставаться в стороне.

«Киберхулиганство значительно опаснее всего того, с чем мы имели дело всего лишь одно поколение назад», - сказал Джон Халлиган, чей тринадцатилетний сын Райан в 2003 году покончил с собой после того, как Интернет-террор одноклассников довел его до серьезной депрессии. «Невозможно представить, какую страшную боль может причинить подобное поведение» (2009а).

После смерти Райана Джон Халлиган и его жена Келли посвятили свою жизнь тому, чтобы помочь родителям и педагогам предотвратить подобное разрушительное поведение. На своем сайте www.ryanpatrickhalligan.org Халлиган  разместил следующее сообщение: «У нас нет никаких сомнений в том, что издевательства и киберхулиганство были одними из ключевых факторов, спровоцировавших депрессию Райана… Слишком долго мы позволяли детям и взрослым издеваться друг над другом, считая это каким-то обрядом инициации при переходе во «взрослую» жизнь… Ответственность за эту трагедию мы, прежде всего, возлагаем на себя, поскольку мы его родителей… Но отвечать за случившееся должны все, кого это касалось: обидчики, их родители, свидетели и безучастные наблюдатели происходящего, учителя и руководители школы» (2009б).

Что такое киберхулиганство?

Киберхулиганство имеет место, когда ребенок или подросток использует новые технологические ресурсы и решения (интернет, мобильный телефон, игры в режиме онлайн и др.), чтобы приставать, обижать, ставить в неловкое положение, угрожать или издеваться над другим ребенком. В эту категорию попадают следующие действия: отправка назойливых или раздражающих текстовых сообщений, кража паролей, написание сообщений со злым умыслом в блогах или социальных сетях, отправка фотографий или видеозаписей по электронной почте или с мобильного телефона, пересылка вредоносных кодов и  вирусов, информации порнографического содержания и другой нежелательной почты, или выдача себя за кого-то другого в общении по интернет.

Киберхулиганством также может считаться подстрекательство других к тому, чтобы издеваться над намеченной жертвой. Ученики могут распускать грязные слухи о выбранном человеке, провоцируя у других негативное отношение к нему. Они могут размещать достоверную информацию о жертве на сайтах, посвященных ненависти или детской порнографии, что может сделать человека уязвимым для физических атак. Если контактная информация или другие реальные сведения о человеке были размещены в интернете, необходимо незамедлительно связаться с правоохранительными органами.

Чем киберхулиганство отличается от традиционных приставаний и издевательств?

Согласно мнению авторов книги «Киберхулиганство: издевательства в цифровой век» (Ковальски, Лимбер и Агатстон, 2008), это явление имеет некоторую схожесть с традиционными приставаниями и запугиванием, однако оно представляет собой уникальный способ действий и создает свои особенные трудности. Различия между этими двумя типами жестокого обращения включают в себя следующее:

  • Киберхулиганство постоянно и непрерывно. Традиционные формы издевательства над сверстниками ограничены определенным местом и временем, но даже если жертва компьютерного хулиганства выключит свой компьютер или мобильный телефон, атаки не ослабевают, из-за чего проблемы жертвы могут казаться неразрешимыми и неизбежными.
  • Анонимность позволяет хулиганам совершать такие поступки, на которые они бы не решились в любом другом случае. С целью получения уличающих жертву сведений и нанесения ей вреда компьютерный хулиган может выдать себя за ее друга или любого другого человека. Понимание того, что никто его не узнает, еще сильнее стимулирует деструктивное поведение.
  • Сострадание исключается. Технология отделяет учеников от какого-либо переживания боли, причиняемой другому человеку, приглушая сострадание, которое могло бы проявиться, если бы они видели результаты своих действий.
  • Издевательства и позор усиливаются и имеют необратимый характер. Одно дело, когда обидчик назвал ребенка постыдной кличкой перед лицом нескольких своих дружков; в случае компьютерного хулиганства позор приобретает общешкольный размах – или даже общемировой, если кто-то разместил видеозапись на интернет-сервисе Ютуб. После того, как видеофрагмент попадает туда, больше нет возможности забрать его обратно.
  • Жертва не знает, кто в действительности нападает на нее. Женщина из штата Миссури создала в социальной сети образ вымышленного подростка с целью унизить живущую по соседству тринадцатилетнюю Меган Мейер. От лица мальчика она отсылала кокетливые сообщения девочке, потом во время общения онлайн отвергла ее, отправив сообщение о том, что мир был бы лучше, если бы ее не было. Вскоре после этого Меган покончила жизнь самоубийством.
  • Киберхулиган может манипулировать другими с целью причинения вреда и издевательства над жертвой, причем подстрекатель остается нераскрытым. Например, фотография или контактная информация о ребенке размещается на сайте детской порнографии, зная, что кто-то из посетителей этого сайта обязательно начнет запугивать жертву или причинит ей вред.

Кто должен контролировать киберхулиганство?

Авторы упомянутой выше книги рекомендуют всем школам делать следующее:

  • Дать родителям и ученикам ознакомиться с правилами приемлемого использования технологий и, поставив свою подпись, выразить согласие с ними.
  • Предоставить родителям литературу о киберхулиганстве.
  • Принять программу профилактики хулиганства и объяснять детям, что использование технологии для причинения вреда одноклассникам – это форма жестокого обращения со сверстниками, наказуемая в соответствии с законодательством.
  • Разработать шаги, которые могут предпринять свидетели и очевидцы, чтобы сообщать работникам школы и родителям о фактах киберхулиганства и реагировать на них соответствующим образом.

Помощь родителям

Очень важно, чтобы школа придерживалась соответствующих правил. Тем не менее, самое важное – научить самих родителей нести ответственность за то, что их дети делают в интернете. Я провожу с родителями занятия и беседы, посвященные социальным сетям, и призываю их осваивать новые технологии настолько, чтоб быть способными контролировать, чем именно занимаются их дети, общаясь в интернете, и наблюдать за ходом общения в киберпространстве. Родители часто очень неохотно соглашаются принять на себя такую ответственность, но ни школа, ни церковь не сможет сделать этого за них.

Как сказал Крэг Хилл из Центра по делам детей, пропавших без вести и подвергшихся эксплуатации (National Centerfor Missingand Exploited Children): «Если вы спросите меня, кто больше всего способен повлиять на безопасность детей на сайтах социальных сетей – я сразу скажу, что это не правительство. И не полиция. И не Май Спейс. Это – родители, и именно они должны занять четкую позицию по данному вопросу и взять инициативу в свои руки» (Neal 2007, 35).

Я убеждаю педагогов использовать свое влияние, чтобы помочь родителям преодолеть всякое колебание и научиться контролировать и защищать своих детей в интернете, а также, если есть такая необходимость, защищать других учеников от своих детей. Родители могут начать со следующих способов защиты:

  • Вместе со своими детьми ознакомиться с приведенными ниже ресурсами;
  • Установить домашний компьютер в доступном для всех месте и почаще обращать внимание на то, чем ребенок занимается за ним;
  • Научиться пользоваться сайтами социальных сетей, которые дети посещают чаще всего (Facebookи MySpace, например) и контролировать общение с учениками из школы, где учится ребенок;
  • Периодически проводить в интернете поиск имен, адресов электронной почты и номеров телефонов своих детей, чтобы видеть, что происходит в режиме онлайн;
  • Убеждать детей не заниматься киберхулиганством;
  • Дать детям понять, что они могут сообщить вам или учителю о любых проявлениях киберхулиганства без утраты каких-либо привилегий пользования интернетом;
  • Сообщать о любых проявлениях оскорбительного поведения в Интернет администраторам сайтов или представителям властей (В США организация Wired Safety предлагает бланк подобного сообщения на своем сайте www.wiredsafety.org/forms/stalking.html.);
  • При появлении у своего ребенка признаков нездорового поведения просмотреть протоколы его общения в интернете, включая чаты и мгновенные сообщения;
  • Сотрудничать со школой в борьбе с киберхулиганством;
  • В случае эмоциональных нарушений найти консультанта для ребенка;
  • Если проблема стала настолько серьезной, что представляет угрозу для жизни (включая такие сообщения как «я больше этого не вынесу»), подумайте о домашнем обучении или возможной смене места жительства.

Халлиган сказал на «Шоу Опры Уинфри»: «Самый эффективный путь остановить хулиганство – учить каждого школьника, который является свидетелем происходящего, занять ответственную позицию… Дети могут изменить чью-то жизнь, не только вступаясь за того, кого обижают, но и… [побуждая] обидчика стать лучше» (Халлиган, 2009а).

Не стоит ожидать, что школьники сами сформируют правильное мнение по данному вопросу – им крайне необходимы помощь родителей и сотрудничество с учителями. Школы могут предоставить родителям помощь, ободрение и инструкции, необходимые для контролирования действий детей в режиме онлайн, что поможет сделать кибехулиганство все более сложным в осуществлении.

Родителям и педагогам, желающим преодолеть эту проблему, рекомендуем следующие англоязычные ресурсы:

  • Бесплатная программа для родителей и учеников К-12 о кибехулиганстве: http://cybersmartcurriculum.org/cyberbullying;
  • Department of Health and Human Services/Center for Disease Control and Prevention article “New Technology and Youth Violence”: www.cdc.gov/ncipc/dvp/electronic _aggression.htm
  • Stop Bullying Now: http://stopbullyingnow.hrsa.gov/kids
  • Information on cyberbullying and teen-suicide prevention, as well as parenting ideas: www.ryanpatrickhalligan.org
  • Social networking safety quiz: www.komando.com/myspace
  • Resources to help youth deal with online harassment (also helpful for educators and parents): www.cyberbully411.com
  • Wired Safety: www.wiredsafety.org
  • Cyberbullying resources with a Christian perspective: www.HomeWord.com (Seach for “cyberbullying” on the site.)

 

Список литературы:

Halligan, John. 2009a. Interview by Oprah Winfrey.The Oprah Winfrey show. http://www.oprah.com/article/oprahshow/20090501-tows-scholl-bullying/11.

Halligan, John. 2009b. Ryan’s story. http://www.ryanpatrickhalligan.org

Kowalski, Robin M., Susan P. Limber, and Patricia W. Agatston. 2008. Cyber bullying: Bullying in the digital age. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell.

Neal, Connie. 2007. MySpace for moms and dads: A guide to understand the risks and the rewards. Grand Rapids, MI: Zondervan.

Willard, Nancy E. 2007. The authority and responsibility of school officials in responding to cyberbullying.Jounal of Adolescent Health 41:S64-S65. http://www.jahonline.org/webfiles/images/journals/jah/zaq11207000S64.pdf.

 

Конни Нил, магистр педагогических наук.

Специализируется на разработке материалов для онлайн-обучения, является автором многих книг христианской тематики, включая книгу «Май Спейс для мам и пап». На протяжении 12 лет была молодежным лидером, сейчас обучает родителей и педагогов работе с подрастающим поколением и новыми средствами массовой информации.

Внимание! Использование и переиздание материала, размещенного на данном сайте, разрешается только при указании следующей ссылки: «Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua».  Кроме того нужно указать Ф.И.О авторов статей, книг и творческих работ.

Ваше предложение по улучшению сайта

эл. почта:
Тема:
Текст письма:
Укажите пропущенную цифру: 1 .. 3 4 5